На жаль, українська версія публікації відсутня, пропонуємо варіант на російській мові

Павел Холошев, Fontaliza: «В порыве бурных эмоций могу процитировать Гёте»

23.08.2016 · Інтерв'юПавел Холошев, Fontaliza: «В порыве бурных эмоций могу процитировать Гёте»

Нечаянная встреча с лидером команды Fontaliza Павлом Холошевым состоялась в финале дня, начавшегося задушевным диалогом с Олегом Лапоноговым из легендарного коллектива «Табула Раса» и продолжившегося  «расколбасом» перед сценой, на которой Святослав Вакарчук и группа «Океан Ельзи» презентовали свой крайний лонгплей.

Было что-то символичное в том, чтобы в один день по воле случая удалось пообщаться с личностями, олицетворяющими ключевые этапы становления украинского стадионного рока. С утра — его почётный ветеран, ближе к вечеру — уверенный лидер, а накануне сумерек — амбициозный молодой исследователь. Паша пока лишь однажды выступал на «Олимпийском» — на «разогреве» у «Океана Ельзи». Но, судя по восторженным интонациям, с которыми он об этом вспоминает, опыт отложился у него в голове как событие, заслуживающее повторения.

Побеседовать с Пашей обстоятельно нам, правда, удалось намного позже. Павел давал ответы по скайпу, получая вопросы прямиком из родной для него Горловки. Холошев не скрывает, что ребята из Fontaliza испытывают ностальгию по родным местам, на досуге вспоминая о рок-н-ролльных буднях шахтёрского региона. От жёстких форм тоски по малой Родине ребят спасает тот факт, что некоторые из их ближайших соратников также перебрались в столицу. Например, донецкая группа SINOPTIK, занявшая первое место на международном конкурсе The Global Battle of the Bands.

Вы стали первой командой, выступившей на разогреве у легендарного «Океана Ельзи». Совсем недавно сцену с самой популярной украинской рок-группой разделили ещё одни ребята из Донбасса — группа SINOPTIK. Делились ли вы друг с другом впечатлениями об этих концертах? Пробовали ли играть по этому поводу в игру «найди десять отличий»?

Честно говоря, с самим Димой «Синоптиком» мне пообщаться сразу же после их сета не удалось. Три дня подряд он фактически не был на связи: видимо, усердно отмечал удачный концерт! (Смеётся)

Помню, накануне выступления Дима сам набрал меня по телефону и спросил: Паша, ты, дескать, уже имеешь опыт «разогрева», можешь ли что-то нам подсказать-посоветовать? Я ответил: Дима, единственное, что могу сказать наверняка — не говори со сцены ерунды! Просто забудь о том, что ты умеешь разговаривать, и без лишних комментариев играй свои песни.

Когда я пересматриваю запись нашего выступления, то сгораю от стыда, слушая собственные выкрики вроде: «Эй, «Олимпийский»! Мне они кажутся такими бестолковыми! Кстати, кто-то рассказывал, будто бы Дима в порыве эмоций выкрикнул со сцены: «Мы играем музыку будущего!» или что-то в этом роде. Думаю, если эта фраза «всплывёт» где-нибудь на видео, он будет жутко краснеть, слушая её со стороны! (Смеётся)

Завидуешь SINOPTIK по поводу победы, одержанной ими на The Global Battle of The Bands в Германии? Вы ведь тоже участвовали в отборочном туре.

Конечно, завидую! (Улыбается) Когда они пересекли немецкую границу, Дима набрал мой телефонный номер и спросил: слыхал, мол, о нашей победе? Я ответил: да, Димон, слыхал, конечно. И, если по-честному, испытываю к вам некоторую зависть. Но, вместе с тем, чувствую гордость за то, что музыка из нашего региона прогремела на весь мир. И это ощущение гордости несравненно сильнее моего чувства зависти!

Насколько я понимаю, вы с «Синоптиками» давно подружились?

Дружим примерно с 2010 года. У каждого из нас есть своя версия истории нашего знакомства друг с другом. Для меня всё связано с выступлением группы SINOPTIK в уже не существующем донецком клубе Detroit, которое весьма меня впечатлило. Мы не в одночасье стали закадычными друзьями: втихаря завидовали друг-другу, «крали» друг у друга музыкальные идеи... (Смеётся) Но это нормально: дружеская конкуренция между командами, которые работают в родственной стилистике.

Всегда считал Диму «Синоптика» прирождённой «звездой». Просто он начинал слишком рано для Украины: в тот период не существовало ни развитого интернет-пространства, ни такого количества клубов и концертных залов, в которых могли бы активно зарабатывать музыканты, не имеющие ротаций на радио, эфиров на ТВ.

На днях я тоже размышлял об этом... Да, современные условия достаточно комфортны для развития независимой музыки. Наша группа, конечно, слишком молода для того, чтобы сравнивать нынешнее положение вещей с тем, которое было раньше. Я начал вливаться в тусовку активно концертирующих музыкантов году в 2010-м. А нормальная концертная деятельность наладилась у нас где-то к 2012-му.

Поэтому мне не слишком хорошо известны правила функционирования андеграундной сцены, существовавшие лет 12-15 назад. Когда стартовала Fontaliza, большая часть организационных вопросов решалась Вконтакте. Правда, на моей памяти возникла другая проблема: перенасыщенность информационного пространства музыкальным материалом. Сейчас, по большому счёту, каждый, у кого есть компьютер, звуковая карта и MIDI-клавиатура, может создавать свои записи, тут же выкладывать их в интернет. При этом на инди-арене появляется довольно много качественных работ.

Читаешь новостную ленту какого-нибудь музыкального паблика — глаза разбегаются. Не знаешь, за что зацепиться! При таком раскладе ты не только альбом не успеваешь прослушать толком: сложно дослушать до конца одну-единственную песню! Поклацал-пощёлкал — а толком ничего не услышал.

Раньше люди ценили музыку гораздо больше. Когда ты покупал кассету любимой группы, то затирал её до дыр. А дослушав десять композиций, заявленных на обложке, ещё и ждал, прозвучит ли после них какой-нибудь hidden track. И если он звучал, ты ликовал по поводу того, что нашёл в альбоме эту штуку!

Из-за технического прогресса молодым ребятам гораздо сложнее привлечь внимание аудитории к своему творчеству. Сейчас борьба за слушателя, как мне кажется, происходит на уровне идеи. Важно не столько сделать качественный музыкальный продукт, сколько всеми правдами и неправдами заставить человека нажать кнопку воспроизведения песни. В общем, «правила игры» стремительно меняются, приходится подстраиваться под эти изменения.

Подружились ли вы с интернетом настолько, чтобы зарабатывать от продажи музыки онлайн какие-то деньги?

Мы опубликовали наш крайний сингл «Відчувай», сознательно записанный в более-менее коммерческом, «радийном» ключе, на iTunes. Кто-то пару раз скачал его оттуда. Но, по большому счёту, говорить о сколько-либо серьёзных онлайн-продажах в нашем случае не приходится. Да и, насколько мне известно, мало кто у нас зарабатывает деньги таким образом.

Некоторые ребята практикуют следующий способ привлечения покупателей: выкладывают музыку для бесплатного прослушивания и скачивания, а через несколько дней удаляют её. Проходите, мол, уважаемые слушатели, по ссылке на iTunes, делайте покупки... Мы подумали — и решили так не делать. Пусть люди не заплатят ничего за трек, но хотя бы послушают его! В конце концов, у нас ещё очень плохо развита система электронных платежей. Я вот хотел бы заплатить за какие-то релизы, но мне неохота возиться с тем, чтобы завести электронный счёт, положить на него деньги и т. д., и т. п.

То есть, основной источник дохода группы Fontaliza — концерты?

Да, именно так.

А диски с записями?

Мы их, в основном, раздариваем (смеётся)! Арт-директорам клубов, хорошим друзьям и просто очень настойчивым поклонникам! Вообще, я не умею торговать. Всеми вещами такого рода занимается наш директор Михаил.

FontalizaВозвращаясь к разговору о стадионных концертах: какие хорошие вещи произошли с вами благодаря выступлению на разогреве у «Океана Ельзи»?

После «разогрева» у нас появилась возможность влиться в структуру «большого шоу-бизнеса». Ну, не то, чтобы влиться, но хотя бы посмотреть на неё изнутри, что ли. О нас узнали многие организаторы концертов. До того момента мы много играли на кавер-вечеринках, очень аккуратно сочетая их с выступлениями, на которых исполняли авторский материал.

Выступление на «Олимпийском» открыло для нас двери на многие радиостанции, центральные украинские телеканалы. Мы, кстати, обнаружили, что едва ли умеем давать серьёзные интервью. До тех пор нам, за редкими исключениями, приходилось беседовать лишь с корреспондентами небольших локальных изданий. И вдруг — прямые эфиры на «Громадському телебаченні», «Сніданку з 1+1»! В общем, чувствовали себя, как щенки, брошенные в воду... Но мы сумели пройти через эти неловкие моменты, сохранить группу. Мы находимся в преддверии записи нового альбома, всё у нас хорошо.

Пробовали ли вы обращаться к Диме «Синоптику» с тем, чтобы он выступил саунд-продюсером вашей новой работы? Он очень достойно смикшировал крайний альбом собственной группы.

Вели какие-то переговоры... Ну, то есть как: «переговоры»? Спрашивали его: Димон, мол, что-то попробуем сделать? (Смеётся) В отношении новой пластинки мы сейчас находимся на распутье: ищем правильное звучание, обдумываем концепцию диска. Основная идея — попытаться сохранить те эмоции, которые наши новые песни передают живьём. Как бы там ни было, Диму планируем привлечь, как минимум, в качестве «эксперта», который сможет послушать новые студийные наработки со стороны, дать какие-то советы.

Новый альбом хочется сделать жёстким и гитарным. В записи наша музыка пока что звучит мягче и «попсовее», чем на живых концертах. Часто приходится слышать после удачного выступления что-то вроде: ребята, мол, мы даже и не знали, что вы «рубите» такое «зло». Хотелось бы, чтобы, слушая нас в студийной записи, люди воспринимали группу серьёзнее. Мы же всё-таки из Горловки! (Смеётся)

Я думал, вы планируете пойти по стопам «радиоформатной» песни «Відчувай». Кстати, по чьей инициативе она появилась? Уж не Виталий ли Климов, экс-продюсер «Океана Ельзи», сподвигнул вас на её запись?

Идея сделать что-то радийное и украиноязычное возникла, в принципе, сама по себе. Мы давно хотели записать трек для широкой аудитории, чтобы привлечь дополнительное внимание к группе. Когда среди наших музыкальных наработок появились эти мотивы а-ля Oasis, мы поняли, что именно их нужно «скрестить» с украинским языком.

Виталий Климов помог существенно упростить организационный процесс записи этой композиции: договориться с нужными людьми и студиями, арендовать необходимую аппаратуру за вменяемые деньги. Если я всё правильно помню, песню «Відчувай» я записывал в тот же микрофон, в который Святослав Вакарчук много лет назад исполнил свой хит «Там, де нас нема». В общем, без «Океана Ельзи» в нашей жизни не обходится (улыбается).

Каким образом вы познакомились с Климовым?

Пересеклись на одном из джем-сейшнов, которые организовывает Андрей «Дизель» Яценко, гитарист Green Grey. У нас с Виталием идут вечные дружеские споры по поводу британского фольклора. Я обладаю кое-какими познаниями в этой области благодаря тому, что окончил горловский иняз.

Кстати, кто ты конкретно по образованию?

Переводчик с английского и немецкого языков. Поэтому в порыве бурных эмоций я могу процитировать Гёте! (Смеётся)

Вернёмся к песне «Відчувай». Кажется, именно в фейсбук-ленте Климова промелькнуло сообщение о том, что песню вы делали девять месяцев в пяти студиях. Для чего нужен был такой «размах» в пространстве и времени?

Самая большая сложность заключалась в том, чтобы «подогнать» изначальный вариант песни под радиоформат, не потеряв присущую ему энергетику. Первый вариант «Відчувай», который мы исполняли живьём, был довольно жёстким, с блюз-роковыми риффами. Макс Смоголь, участник группы Us, продюсировавший эту запись, настаивал на том, чтобы переработать аранжировку, сделать её доступной для понимания более широкой аудитории. Поиск «золотой середины» затянулся. Да и деньги для оперативного продолжения работы у нас не всегда были. Запись песни, откровенно говоря, обошлась недёшево.

Но в целом нам понравился этот эксперимент. Мне, допустим, пришлось много играть на гитаре в не свойственной для меня манере. Что, как известно, способствует расширению границ личного музыкального горизонта.

Кстати, о твоей гитарной игре. Ты производишь впечатление фронтмена-гитариста, который достаточно много времени уделяет занятиям с инструментом...

О, я даже порой могу посмотреть одну-другую гитарную видеошколу за чашкой чая! (Улыбается) Да, я довольно-таки часто провожу свободное время с гитарой в руках. А на заре знакомства с инструментом слушал много инструментального гитарного рока, вроде Стива Вая или Джо Сатриани. Не скажу, что всерьёз пытался играть эту музыку. Но, в любом случае, какие-то исполнительские «фишки» гитарных виртуозов отложились у меня в голове при прослушивании. Рано или поздно они в переработанном виде всплывают у меня и «в пальцах». Ну, а на практике мы с командой переиграли кучу композиций Muse, Nirvana, Oasis... Это тоже внесло свою лепту в формирование меня как инструменталиста.

Сейчас активно осваиваю лады народной музыки. Надеюсь, что это поможет мне сделать мою игру более разнообразной, добавит в неё свежие краски. А то коллеги по коллективу начинают жаловаться на то, что я чересчур злоупотребляю блюзовой гаммой и пентатоникой (Смеётся).

FontalizaДжем-сейшны посещаешь?

Очень нечасто. Иногда бываю на сейшнах у Дизеля — и всё, пожалуй. Я всё-таки комплексую по поводу своей гитарной игры, некоторой её узкой направленности. Боюсь, что приду куда-то на сейшн и наткнусь на опытных джазменов, которые воспримут меня с моими «пентатониками», как недоразумение, недоучку... Я очень даже за то, чтобы научиться играть джаз, грамотно импровизировать. Но пока что только иду к этому. Сейчас же с инструментом в руках я чувствую себя по-настоящему комфортно только в составе собственной группы. Мы с Fontaliza отыграли вместе столько, что понимаем друг-друга с полуслова.

Мне не так уж просто сходиться с незнакомыми людьми. Когда мы переезжали в Киев, то я думал, что, добравшись до столицы, буду здесь активно тусоваться, общаясь с другими музыкантами. Но пока что я провожу гораздо больше времени с товарищами по группе или в одиночестве.

Каким из своих гитарных соло ты гордишься больше всего?

Наверное, гитарной партией из дебютного альбома «Fontaliza», которую записал для песни «Гимн Ливерпулю». Она игралась без всякой подготовки, совершенно спонтанно — и получилась по-настоящему рок-н-ролльной, в меру «грязной» и непредсказуемой. Кстати, спустя время, наш первый альбом, записанный в родной Горловке, стал мне нравится даже больше, чем второй диск «Under the Floor», над которым мы работали в более «навороченной» и дорогой студии Spivaki Records. Быть может, это одно из проявлений ностальгии по малой Родине.

Скучаешь ли ты по родному городу?

Конечно! Как-то на досуге мы с товарищами ради забавы вспоминали все коллективы и музыкальные проекты, когда-либо существовавшие в Горловке на нашей памяти. И насчитали около шести десятков исполнителей! Горловка всегда была городом, благоприятным для развития рок-музыки. Городом со своей неповторимой атмосферой.

К сожалению, я понимаю, что того места, которое мы покинули, больше не существует. Есть какой-то другой город с тем же названием, но совершенно другими настроениями. Дело не только в печально известных событиях: просто всё течёт, всё изменяется... Поэтому я, наверное, скучаю не только по родным местам, но и по тем годам, которые были там прожиты. А время, как известно, вспять не повернуть.

Текст интервью: Антон Бессонов («Тим Талер»)

© Рок.Київ

 
ПУБЛІКАЦІЇ
Fontaliza: «Свобода и революция!»
ІНТЕРВ'Ю
Fontaliza: «Свобода и революция!»
08.03.2014

Сегодня Fontaliza – один из самых перспективных коллективов украинской рок-сцены, который стремительно набирает обороты и все новых и новых поклонников. В их послужном списке уже имеется один альбом. А в середине марта выходит второй лонгплей, который получил название «Under The Floor». Именно это событие стало причиной нашего интервью с лидером группы – Павлом Холошевым

Fontaliza: «У нас тут либо музыканты, либо шахтеры»
ІНТЕРВ'Ю
Fontaliza: «У нас тут либо музыканты, либо шахтеры»
23.08.2013

Fontaliza – рок-трио с Горловки. Парни играют мелодичный пост-панк, местами с «гранжевым» привкусом, плюс немного альтернативы и вечно живого рок-н-ролла. В общем, в духе вышеперечисленных корифеев жанра. Группа отыграла множество как сольных концертов так и cover-party по всей Украине, выпустила качественный демо-альбом и готовится презентовать новые творения в лице свежих релизов и клипов. О творчестве ФОНТАЛИЗЫ, о планах на будущее, и о «Гимне Ливерпулю» рассказал лидер группы Павел Холошев

ДОСЬЄ ДИСКОГРАФІЯ
Фірмові Рухи
Фірмові Рухи
2019
альбом
Born in coal dust
Born in coal dust
2017
альбом
слухати
Under The Floor
Under The Floor
2014
альбом
рецензія
АмазонкаКЛІП
Амазонка · 2019
72 тис. переглядів
ТваринаКЛІП
Тварина · 2018
590 тис. переглядів
Повільний Рок-н-РолКЛІП
Повільний Рок-н-Рол · 2018
223 тис. переглядів
РЕКОМЕНДАЦІЇ
No comment
НОВИНИ
No comment
24.03.2022

No comment

Сергій Міхалок заспівав свою культову пісню Воїни світла українською
НОВИНИ
Сергій Міхалок заспівав свою культову пісню Воїни світла українською
13.07.2022

Сергій Міхалок та гурт Ляпіс Трубецькой презентували новий сингл та відеокліп на пісню Воїни світла українською мовою. Переклад пісні зробив український поет, активіст та волонтер Сергій Жадан