Милош Елич: «Благодаря музыкальному образованию я могу предугадать то, что прозвучит в песне» #1

09.09.2015 · Интервью

Отдельная благодарность Виктории Хоменко и Евгению Золотарёву за помощь в организации интервью

Музыкант Милош Елич наиболее известен публике в качестве клавишника группы «Океан Ельзи». Но круг его «закулисных» обязанностей гораздо шире. Милош Елич — саунд-продюсер и композитор, активно участвующий в процессе финальной огранки музыкальных идей Святослава Вакарчука сотоварищи. Во многих случаях оркестровые партитуры, аранжировочные ходы и звуковые решения, зафиксированные в альбомах коллектива — его рук дело.

К тому моменту, когда Милош вошёл в состав «Океана Ельзы», у него за плечами было как академическое музыкальное образование, так и опыт работы на рок-сцене. Сам Милош Елич не разделяет свой музыкальный быт на рок-н-ролльный и академический. Для него существует единый — удивительный и многоликий — мир музыки, о теории и практике жизни внутри которого Елич может увлечённо говорить часами.

Когда ты пришёл в состав «Океана Ельзи», группа уже обладала популярностью стадионных масштабов, плотным концертным графиком... Насколько тебе, молодому музыканту, было тяжело вливаться в жизнь коллектива?

Конечно, я был менее опытным рок-музыкантом, чем «старожилы» «Океана...». К моменту прихода в группу мне исполнилось двадцать четыре года. Однако, моя первая запись в профессиональной студии состоялась тогда, когда мне было двенадцать. Поэтому до того, как присоединиться к «ОЕ», я уже обладал определённой студийной закалкой.

В Сербии я наблюдал за работой опытных инженеров звукозаписи. Мне, в частности, посчастливилось сотрудничать с человеком по имени Ян Шаш — специалистом, который записывал все значимые югославские рок-группы, был инженером множества культовых альбомов. После общения с ним я по-настоящему «загорелся» идеей студийной работы.

Помню момент, когда первый раз записывался в студии: пел детские песни. Я исполнил свою партию, стоя перед микрофоном, затем вошёл в контрольную комнату. Звукорежиссёры включили фонограмму с моим голосом и таинственно сказали: «Теперь — слушай!» Они стали вращать ручки на студийных приборах, — сейчас-то я знаю, что они добавляли к исходному сигналу компрессию, эквализацию, реверберацию — и с голосом произошла какая-то магия!

А ещё мне понравилось то, что можно было ошибаться при исполнении своей партии, записывать дубли. Именно тогда я понял, что в студии можно делать всё, что угодно, если есть фантазия и знания. Фантазии мне, в общем-то, и тогда хватало. А вот знания я решил начинать накапливать. Я сидел рядом с инженером во время записи, наблюдая за тем, как он работает со своим «железом», расставляет микрофоны, придумывает какие-то «фишки» — и как в результате этих действий формируется готовая песня.

В составе рок-группы я впервые пришёл в студию, когда мне было шестнадцать. У нас были концерты в Сербии, записи... В общем, нельзя сказать, что я совсем уж был без опыта.

Ты с юности играешь в рок-группах, являясь при этом человеком с классическим музыкальным образованием. Насколько органично сопрягаются в твоём сознании два различных музыкальных мира?

У нас внутри группы часто возникает спор на тему того, что академическое образование иногда мешает рок-музыканту. На самом деле, классическое образование — просто один из видов музыкального образования. Другая его разновидность — вдумчиво слушать работы своих коллег, снимать партии и т. п. Таким образом тоже можно повысить свой уровень.

Но в организованном образовании — я бы предпочёл называть классическое образование именно так — есть система обучения тем или иным музыкальным дисциплинам, отработанная веками. Накапливать эти знания полезно.

Момент, когда организованное образование начинает быть помехой, наступает при практической работе. Порой ты ощущаешь, что весь багаж теории, имеющийся у тебя за плечами, не только помогает, но формирует рамки, за которые полезно выходить время от времени. Если человек в состоянии преодолевать эти ограничения без проблем, тогда академические знания не будут ему мешать.

Существует масса примеров, того, как люди успешно совмещают академическую музыку и рок. Один из самых ярких — Фрэнк Заппа, в творчестве которого авангардные академические произведения сочетаются с чистым блюзом. С другой стороны, у композитора Альфреда Шнитке есть произведения, в которых используются рок-инструменты — ударная установка, бас-гитара, электрогитара... В общем, рок-музыка — очень сильное явление в музыкальной истории. Никто не может отрицать того, что оно влияло и будет влиять абсолютно на все слои музыкантов.

Что до образования, то, на мой взгляд, оно мне дало способность предугадывать то, что будет дальше звучать в произведении, и таким образом очень быстро «снимать» песни на слух. К примеру, когда Святослав Вакарчук приносит новую композицию и впервые её исполняет, то к моменту, когда он заканчивает играть, я уже помню все аккорды. Иногда аккорды образуют какую-то традиционную последовательность — и я запоминаю их «блоком». Иногда они формируют новое, не знакомое до тех пор для меня сочетание — я делаю для себя небольшое открытие. В любом случае, этот мой навык — следствие систематического образования.

Ты ведь академический музыкант, не «эстрадник»?

Да, академический. Я учился в консерватории по классу композиции. К сожалению, я не закончил своё образование. Впрочем, не могу сказать, что сильно сокрушаюсь по этому поводу. Я, в конце концов, занимаюсь музыкой, а это главное. Причём занимаюсь я именно той музыкой, которая мне нравится. Это счастье, к сожалению, немногие могут себе позволить.

Вернёмся к твоей работе с «ОЕ». В каком виде обычно Святослав Вакарчук приносит новые песни на репетиции?

Хм, есть несколько вариантов этого. Один из них: Святослав приносит уже готовую песню с текстом. Происходит такое исключительно редко — но всё-таки происходит. В таких случаях всё предельно понятно. Святослав садится за фортепиано, играет эту песню нам. Мы её слушаем и на репетициях придумываем аранжировку.

Второй вариант, который встречается наиболее часто: ещё не готов текст, но уже есть музыкальная часть песни. На первый взгляд, всё выглядит практически так же, как и в первом случае. Ключевое отличие, однако, заключается в том, что песня без текста терпит больше изменений, поскольку её настроение, ритмика, мелодика не привязаны к тексту.

У песни «Відчуваю» с альбома Gloria было, к примеру, больше двадцати версий до того, как мы пришли к финальному варианту. Я говорю не просто о вариантах аранжировок, но о композиторских вариациях, в которых куплеты и припевы звучали по-разному. В итоге путём эволюции изначальная песня пришла к тому, что можно сейчас услышать.

И то, насколько мне известно, было издано две разные версии песни: одна в альбоме “Gloria”, вторая — на сборнике «1221».

Да. Вариант, выпущенный в альбоме, на тот момент был не вполне форматным для радиостанций. Мы решили сделать версию «помягче».

Кстати, она записана в другой тональности. Это связано с привязкой к музыкантам, исполняющим духовые партии, которые есть в первой версии и отсутствуют во второй?

Нет. Мы порой записываем песни в разных тональностях. Тональность песни зависит исключительно от того, насколько выигрышно в ней звучит вокальная партия. Иногда это должно быть очень высоко, если песня эмоциональная и требует надрывного тембра на верхних нотах. Если песня спокойная, она может звучать ниже. Порой Святослав приносит песню и говорит: мне чуть-чуть неудобно петь, давайте, подберём другую тональность.

Кстати, порой Святослав предлагает нам не готовую песню, но какую-то одну музыкальную идею. Это может быть что угодно: рифф, музыкальная тема и т. п. Мы начинаем играть джем-сейшн, в процессе которого из этой идеи рождается песня.

Как правило, этот вариант также встречается нечасто. Святослав Вакарчук очень продуктивный человек, поэтому подобных идей у него множество. Если бы он показывал нам каждую из них, мы бы вряд ли успевали заниматься доработкой тех песен, которые уже готовы. Однако, если какая-то из идей сильно цепляет Святослава, но он не понимает, каким образом довести её до конца, то приносит набросок нам, и мы продолжаем доделывать его коллективно.

Был также случай из той же оперы, но несколько иного плана. Он относится к песне «Обійми». На самом деле, её куплет придумал наш бас-гитарист Денис Дудко. Прямо на репетиции Святослав сочинил припев.

Такие вот базовые варианты появления новых песен в репертуаре «Океана Ельзи». Чаще всего Святослав Вакарчук наигрывает нам свои музыкальные наработки на фортепиано. Однако, в последнее время он также стал приносить песни, исполненные под гитару. В общем, он пользуется на репетициях тем инструментом, который использовал при сочинении.

Фиксирует ли Святослав Вакарчук свои музыкальные идеи на бумаге в виде нотного текста или цифровки?

Нет. Святослав использует диктофон. Раньше он всегда имел при себе портативое записывающее устройство. А сейчас каждый мобильный телефон является диктофоном. Кстати, мы часто возвращаемся к самой первой диктофонной записи, поскольку там слышно изначальный грув, который был заложен автором в песню.

По-моему, зачастую черновые записи — настоящее золото.

Да, золото... Иногда это становится проблемой. Черновик ведёт песню в какое-то русло, которое вроде бы кажется наиболее естественным для композиции: именно так её изначально услышал автор. Однако, в процессе репетиций приходят свежие идеи по поводу того, как можно модифицировать песню ритмически или мелодически. Когда после этих модификаций нам по какой-то причине приходится возвращаться к черновику-первоисточнику, то кажется, будто мы делаем шаг назад...

По большому счёту, в этом нет ничего страшного: так, обычные рабочие моменты. Главное — качественный результат. А для достижения качественного результата все разумные творческие средства хороши.

И как часто вы прибегаете к такому средству, как запись музыки на бумаге?

В группе «Океан Ельзи» мы этим практически не пользуемся. Правда, когда гитарист Владимир Опсеница присоединился к нам, то, конечно, наиболее просто было «адаптировать» его к материалу коллектива, расписав цифровки всех композиций. За две недели репетиций гитаристу нужно было запомнить сорок песен. Это по-настоящему непростая задача даже для такого подготовленного музыканта, как Владимир. Во избежание путаницы первую часть тура он отыграл со «шпаргалкой».

Но обычно между собой мы такое не практикуем. Понятно, что когда мы работаем с приглашёнными музыкантами, — особенно с оркестром — я расписываю для них партитуры, и все играют чётко по нотам.

Я думаю, что запись музыки на бумаге была по-настоящему ценна до изобретения средств звукозаписи. Тогда она была действительно необходима для того, чтобы хоть как-то зафиксировать музыку в отрыве от живого исполнительского процесса. Сейчас прибегать к нотной грамоте, на мой взгляд, следует только тогда, когда она ускоряет процесс музыкального производства.

По большому счёту, вне рамок популярной музыки, существует огромное количество произведений, академических и народных, которые невозможно адекватно зафиксировать на бумаге с помощью традиционной нотации. Даже блюз по ряду причин невозможно, как следует, записать на бумаге — по крайней мере, базовыми средствами нотной грамоты.

Ну да, там же есть промежуточные «мажоро-минорные» blue notes, бенды и т.п.

Конечно. Мир музыки разнообразен и многолик, далеко не ко всем произведениям можно подходить с одним-единственным набором средств, которые мы получаем в своё распоряжение, закончив то или иное учебное заведение. Тем более, что в музыкальной жизни мы часто имеем дело со взаимопрониконовением различных школ музицирования. Самые смелые и, казалось бы, новаторские аккордовые прогрессии, встречающиеся в джазовой музыке, можно отыскать в произведениях академических композиторов, которые творили до появления джаза как такового. И так далее.

В общем, когда человек достигает определённого уровня личного музыкального вкуса, для него перестаёт существовать разделение музыки на категории. Дэнс-музыка, техно-музыка, джаз, рок-н-ролл, хэви-металл — всё это «уходит». Остаётся просто Музыка, которая либо нравится, либо не нравится. И если песня просто не нравится, от этого не спасают ни её принадлежность к определённой стилистике, ни уровень музыкального образования человека, эту песню написавшего.

Не так давно мне попался альбом электронщика Dylan Stark. Не знаю, насколько ценна партитура этой записи, но саунд-дизайн, тембральное оформление — великолепны. Они несут эмоциональную нагрузку не меньшую, нежели её обычно несёт нотный текст.

Естественно! Существует множество примеров интересной, красивой и в каком-то смысле трогательной электронной музыки.

В моей молодости был период, когда популярностью пользовались рэйвы — танцевальные электронные вечеринки. Если посетить рэйв и просто ходить там «вокруг да около», то можно упасть в обморок от долбящего электронного бита. А вот танцевать под эту музыку мне очень нравилось. Но никогда в жизни я не стал бы слушать ни один из этих треков в спокойной домашней обстановке!..

Есть, однако, куча других танцевальных электронных произведений, которые интересно просто слушать. Depeche Mode и Bjork делают очень танцевальную музыку — и она вполне пригодна для домашнего прослушивания. Я, кстати, назвал имена двух артистов, которые, на мой взгляд, уже оставили после себя не просто красивые песни, а настоящие Шедевры.

В любом музыкальном направлении существуют шедевры, «серая масса» и, скажем так, «провалы». На мой вкус, в рок-музыке есть продолжительный период, когда появилась целая куча групп, которые... В общем, мне было бы приятнее, если бы их не существовало, ха!

Восьмидесятые годы?

Да-да, конец семидесятых, восьмидесятые... Однако, в то же время появилась масса великих рок-коллективов — чего стоит, допустим, группа The Police!

Любые обобщения, деление на «хорошие» и «плохие» направления в музыке — ущербны. Человек, который, скажем, открещивается от классической музыки, лишает себя удовольствия от знакомства с целым пластом музыкальной культуры. В таком огромном музыкальном массиве невозможно не найти хотя бы одно произведение, которое бы затронуло душу.

Кажется, что, даже если переслушать весь шансон, можно и там отыскать достойные произведения.

Конечно!

Ха! Я сейчас сказал об этом — и понял, что всё-таки существуют определённые категории музыки, которые я к себе не подпускаю... Обычно я знакомлюсь с новыми музыкальными произведениями по рекомендации друзей и знакомых, вкусу которых доверяю. Если они мне что-то советуют послушать — значит, это уже прошло через определённые фильтры. Так, шансы, что новая для меня музыкальная информация в действительности окажется стоящей, увеличиваются.

Текст интервью: Антон Бессонов («Тим Талер»)

Во второй части интервью Милош расскажет о том, как успешно «подружить» рок-группу и симфонический оркестр в процессе работы над фонограммой.

© Рок.Киев

 
ПУБЛИКАЦИИ
Святослав Вакарчук, лидер «Океана Ельзи»: «Секрет в том, что я часто предлагаю что-то неправильное»
ИНТЕРВЬЮ
Святослав Вакарчук, лидер «Океана Ельзи»: «Секрет в том, что я часто предлагаю что-то неправильное»
27.05.2016

Лидер группы «Океан Ельзи» Святослав Вакарчук живёт в бешеном ритме мегазвезды рок-н-ролла. Интервью по поводу выпуска девятой номерной пластинки «океанов» он давал в собственный День рождения.

Милош Елич: «Нужно всегда давать кредит доверия своему саунд-продюсеру» #3
ИНТЕРВЬЮ
Милош Елич: «Нужно всегда давать кредит доверия своему саунд-продюсеру» #3
23.09.2015

В заключительной части интервью Милош Елич продолжит рассказ о сотрудничестве с музыкальными артистами вне рамок «Океана Ельзи», поделится своими наблюдениями за методами работы различных саунд-продюсеров и некоторыми психологическими «фишками», которые помогают создать в студии комфортную рабочую атмосферу

Милош Елич: «Во время записи альбома «Вночі» мы «накрывали» Дениса Глинина пледами» #2
ИНТЕРВЬЮ
Милош Елич: «Во время записи альбома «Вночі» мы «накрывали» Дениса Глинина пледами» #2
17.09.2015

Милош Елич производит впечатление человека, глубоко влюблённого в музыку. В награду за настоящую любовь к своему делу Милош получил возможность заниматься музыкой на самом высоком уровне. Немногие украинские звукоинженеры и саунд-продюсеры могут похвастаться богатым опытом сотрудничества с симфоническими оркестрами, участием в записи масштабных джазовых проектов

ДОСЬЕ ДИСКОГРАФИЯ
В небо жене
В небо жене
2018
сингл
Без меж
Без меж
2016
альбом
рецензия
Земля
Земля
2013
альбом
рецензия
Dolce Vita
Dolce Vita
2010
альбом
рецензия
Суперсиметрія
Квіти мінних зонКЛИП
Квіти мінних зон · 2022
5 млн просмотров
ТримайКЛИП
Тримай · 2020
2 млн просмотров
В небо женеКЛИП
В небо жене · 2018
3 млн просмотров
РЕКОМЕНДАЦИИ
No comment
НОВОСТИ
No comment
24.03.2022

No comment

Сергей Михалок спел свою культовую песню Воины света на украинском
НОВОСТИ
Сергей Михалок спел свою культовую песню Воины света на украинском
13.07.2022

Сергей Михалок и группа Ляпис Трубецкой презентовали новый сингл и видеоклип на песню Воїни світла на украинском языке. Перевод песни сделал украинский поэт, активист и волонтер Сергей Жадан