С этим человеком судьба могла меня свести лет на пять раньше, чем все случилось и произошло. Ее голос знаком и любим киевлянами со времен старого доброго «Music Radio», а в последние два года Соня Сотник очаровывает своей неординарностью, харизмой и позитивом просторы всей Украины в эфире утреннего шоу «Камтугеза». Именно благодаря ей и Сергею Кузину, «Радио Рокс» вмиг вырвалось из аутсайдеров в лидеры украинского фм-а, и «Камтугеза», как бы это пафосно не звучало, стало украинским утренним шоу №1.
А 23 сентября «Женщина №1 Украинского Радио» даст первый в своей жизни большой сольный концерт «Сонник №1».
Что подвигло Соню Сотник запеть, кто виноват в этом творческом порыве, и чем горячее сердце успокоится, вы узнаете из этого июльского диалога двух близких по духу людей, переросшего в сентябре в переписку, которая в итоге оформилась в небольшое, но емкое интервью.
- Ну, конечно, первый вопрос, который все будут задавать, а чего это ты запела в 35?
И я не могу на него ответить, хотя просто вспоминаю, что собиралась петь в 14, но тогда один умный человек сказал: «Если есть на земле хоть одно дело, которое ты можешь делать, что б не петь, то не пой» и такие дела находились постоянно, а гитара и дудка были задвинуты за пианино «Украина». Хотя что-то сделали, еще тогда, в детстве… Записали симпатичный квартирник «Дирижабль на Восток» - запись бесследно утеряна… Сняли клип, судьба его не известна… А потом папа сказал, что пора поступать… Журналистика, общага и опять… На третьем курсе у меня появился даже свой первый продюсер и настоящие музыканты, группу назвали «Соньберрис», феерично отыграли 4 репетиции, и с треском развалились из-за моей стеснительности и того, что нашлось новое дело. Я бросила институт, нужно было зарабатывать, на дворе были лихие 90-е: жрать было нечего и помощи ждать было неоткуда…
Началось радио… и в общем стало понятно, что вокруг меня столько музыки, что я не посмею, вокруг меня столько музыкантов, что я не смогу, я же могу делать что-то еще, кроме музыки? Я постоянно задавала себе этот вопрос, и получала на него однозначный ответ - да. Музыку должны писать музыканты. Певцы должны петь. Поэты - писать стихи. Я настолько утвердилась в этой мысли, что пару попыток от друзей вытащить меня на сцену воспринимались, как шутка и авантюра, но наступает такое время, когда ты не петь уже не можешь, хотя дел хватает, но все эти дела становятся маленькими и не важными. Тут нужно сказать спасибо Косте Донину, который ночью заставил меня не пить, а петь, и записал все это, а потом дал мне послушать. Я орала, что это нужно все уничтожить, но он был другого мнения… Другого мнения были и мои друзья, которые 15 лет пытались заставить меня запеть.
О ком я пою… о себе, конечно. Все мои песни основаны на реальных событиях и все имена - это не совпадения. В результате записи и исполнения этих песен – пострадали все… Как-то Збаращук (продюсер группы «ТІК» - авт.) сказал мне: «У тебя в песнях все плохо, с этим материалом нельзя на сцену… У тебя нет хэппи-энда. Люди этого не любят, им нужна надежда!» Возможно, но мне кажется, что людям также нужна реальность и умение смеяться над собой, и над этой реальностью.
В 35 лет я не стала больше понимать или любить себя, но я стала больше понимать и любить людей. Мир не меняется: я ежедневно выслушиваю десятки историй об одиночестве, счастливой влюбленности и несчастливой любви, мои друзья работают на нелюбимых работах, живут с нелюбимыми людьми, прикрываясь деньгами, карьерой и детьми, они откладывают счастье на потом и НАДЕЮТСЯ, на то, что это потом действительно наступит. Они надеются на то, что те, кто их не любят – обязательно их полюбят, и случится сказка, - что они заработают все деньги, что вот когда они станут «директорами мира», они будут довольны жизнью. Я не очень понимаю такие надежды, и такие надежды мне не нужны. Мне гораздо ближе действие, вера и любовь. Я точно знаю, что вера и любовь - это самые созидательные вещи на свете. А одиночество это не наказание, а награда. Безответная любовь это больно, но это то, что дает силы для… поиска счастливой. Счастливая любовь делает меня женщиной, а несчастная делает меня сильной женщиной.
Когда мы с Мишей Медведевым записывали первые песни, это было похоже на пробежку по минному полю. Я делала это исключительно для себя, ну, и еще для пары человек, которые меня знают, и понимают, о чем это. Но оказалось, случайно, что это нужно кому-то еще… Мне повезло с друзьями музыкантами, которые как-то стремительно влились в процесс, и ни у кого не возникло вопросов: ЗАЧЕМ?
- Ты находишь четкий ответ на вопрос «Как?». Как должно и будет выглядеть шоу Сони Сотник?
- Я вижу, как выглядит мое выступление вместе с Леонардом Коэном и Томом Вэйтсом. А то, что будет происходить 23-его сентября, я увидела в маленьком подольском подвале на спектакле театра «PAPASONY». Эта маленькая труппа на собственном энтузиазме и безумной любви к тому, что они делают, разорвала пространство. Мы очень похожи - мы делаем то, что нужно и будь, что будет… И не важны деньги, если ты хочешь, - ты сделаешь!
- Звучание песен в «Соннике №1» во многом отличается от того саунда, который можно сегодня обнаружить в интернете и услышать по радио. Какие версии песен ты будешь считать «официальными», и кто будет продюсировать аранжировки и студийную запись твоего альбома?
- Ох, какие крутые словаJ Аранжировки, продюсирование. Весь «Сонник» создан из друзей, из Миши Медведева, из «Гадюкиных», и, конечно, из музыкантов, с которыми я буду стоять на сцене. И я счастлива, что могу позволить себе «положить» на понятие «это должно быть так». Никакого студийного альбома не будет. Это не имеет смысла. Есть понятие одной песни, она нравится или не нравится, а то, что я хочу видеть в качестве альбомов или законченного произведения более 3-х минут, это аудиоспектакли, вот их нужно издавать.
- Окей! Если нет саунд-продюсера, то что можно считать фирменным почерком артистки Сони Сотник. На чем упор – на эпатаже, поэзии, новаторских музыкальных решениях или харизме? Чем ты круче всех, кто выходил на сцену до тебя?
- А просто нормальным быть нельзя? Я же не «проект», который придумали с учетом вышеперечисленных качеств. И я не хочу быть круче кого-то, кто выходил или выйдет на сцену. Музыка это не соревнование. Представь, задать такой вопрос Баху, - он бы с ума сошел. Первичен всегда материал, если его нет, то никакой эпатаж, новаторство или харизма не помогут. Мне тяжко говорить о себе, но в моем случае весьма странно, если я вдруг выйду с ведром на голове, или начну делать вид, что я офигительная вокалистка. Я не могу имитировать то, о чем пою. Надо все делать честно.
- У многих людей, которые с тобой знакомы, создается впечатление, что ты дружишь «со всем миром» и абсолютно неконфликтна. Это иллюзия, опыт или дар?
- Это вопрос не ко мне, а к тебе. Мы с тобой работали вместе на «Джеме», и работа наша строилась, как мне казалось, на созидании чего-то. Для меня важно реализовывать чьи-то талантливые фантазии, идеи, и я пытаюсь в силу скромных возможностей помочь. Отдавать каждую секунду, а не брать - это не дар, это обязанность каждого человека.
- Не слишком ли ты скромничаешь, будучи публичной и популярной? Неужели «бактерии тщеславия» ни разу не проникали в твой организм ни на миллиметр?
- О какой популярности мы говорим? Популярен Оззи Озборн - все его знают, хотя не все слушали. Слушатели «Рокса» знают мой голос, человек 100 знает меня как радийного менеджера, еще несколько сотен пересекались со мной, как с менеджером «ТІКа» и «Ляписов». И пока кто-то собирает стадионы, я собираю гастрономыJ и знаю в этом гастрономе каждого лично! Мы уже говорили с тобой о том, что я слишком хорошо знаю кухню изнутри. А тщеславие… в равной степени свойственно всем людям, главное превратить его в тяговую силу, которая заставляет тебя вставать в 5 утра. Я не пишу для славы или заработка, и отношусь ко всему, что я делаю очень иронично.
- Ты задумывалась о «здоровом эгоизме» или «тернистый путь Матери Терезы» тебе ближе?
- Это не одно и то же? У человека всегда есть выбор: сделать или не сделать. Я предпочитаю делать. Мать Тереза говорила, что жизнь это возможность. А вот, что ты будешь делать с этой возможностью -личное дело каждого.
- Соня, ты что сейчас «гуглила»?
- Да, мне было интересно, что такое «здоровый эгоизм»!
ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ДИАЛОГА
Моя пятилетка совместной работы, дружбы и общения с Соней показала, что она склонна к осторожности в прогнозах того, что созидает сама, и рада предвосхитить успех чужих начинаний. Сотник признает колоссальность только свершившегося факта, и то, если вселенскую славу есть с кем разделить и отпраздновать.
Она из тех, немногих, чьей любви хватит на всех и каждого в отдельности. В среде диджеев и людей близких к радиовещанию, ходили легенды об удивительном директоре «Music Radio», который знает толк в деле, на удивление не сволочь, да еще ценит и любит своих сотрудников – это было о Соне Сотник! И это правда!
Мне довелось видеть глаза «ее людей» в день, когда Соня покидала пост генерального продюсера радиогруппы «УМХ» - так никогда и нигде не будут сожалеть об уходе руководителя. В тот день офис компании покинула его душа... Еще полгода спустя добрая половина радиогруппы в строгой секретности ежедневно наведывалась на дом к Соне на супы - за советом по делу и спокойствия души для.
В моей творческой судьбе Соня сыграла не последнюю скрипку, именно ее стоит благодарить за то, что мне довелось создавать на «Джем-ФМ» программу «Овочі-Фрукти», которая переросла в музыкальную премию «Непопса», и на основе которой были созданы несколько успешных арт-проектов. Во всех этих начинаниях и «продолжениях», всегда, так или иначе, присутствовала Соня Сотник – советом ли, конкретной помощью или добрым словом.
В последние два года, я один из тех десятков или сотен тысяч людей, которые первым делом утром нажимают на кнопку радиоприемников и музыкальных центров, чтобы услышать Ее голос. Я не считаю себя поклонником шоу «Камтугеза», только из желания причислять себя к объективным и критичным слушателям, иначе, в контексте дружбы с Соней, меня можно легко обвинить в кумовстве и коррупцииJ
В моей дружбе с Соней я счастлив искренности и честности! Это тот случай, когда ты не думаешь, как сказать то, что думаешь, и что про тебя подумает, тот, кому ты это говоришь. Нам не приходится «целовать друг друга в затылок» и «начинать издалека».
Для меня это ценно!
Можно написать еще много букв и слов о моем друге Соне Сотник, но тогда мы отвлечемся от темы интервью – «Соннике №1» и того, что она сегодня готова сказать о себе и не только…
- Присутствие твоих песен в эфире «Радио Рокс» вызвало неоднозначную оценку в среде поклонников радиостанции в социальных сетях. Твое отношение к критике?
- Здорово. Если бы ты знал какую реакцию они вызвали у моей мамыJ На «Радио Рокс» звучат самые «культурные» песни. А вот в «Соннике№1» все будет гораздо жестче и больнее.
- То есть «Сонник №1», на самом деле, - не для слабонервных?
- Ну, например, «Томочка» или песня «Мой гинеколог Наташа» вряд ли когда-то станут рингтонамиJ
- Ты одна из первых в киевском фм-е украиноговорящих ведущих, к тому же львовянка. Логичный вопрос: как получилось так, что твои песни только на русском, а аудиоспектакли по произведениям классиков русской литературы?
- Все будет! В концерте будут песни на украинском, а вот со спектаклями - тут не важен язык или эпоха, меня больше интересует содержание. В случае с Салтыковым–Щедриным – первичными были народные песни, которые хотелось спеть, и органично вплести в правильный текст. После 23-го вплотную сяду за Надежду Тэффи - тут первичен ее текст, и теперь нужно сделать песни, чтобы они органично сочетались с ее иронией и атмосферой того времени.
- Как планируешь популяризировать свои песни, исходя из того, что на радио и ТВ в фаворе музыкальный фастфуд?
- Когда кто-то ночью звонит мне и говорит – это обо мне, я не очень радуюсь - мои песенки не лучшая история жизни. Я не планирую их популяризироватьJ Это не мое дело. Я планирую и хочу, что б сил хватило что-то делать дальше. Ну, и давай будем честными, если песня нравится, то она «расходится» сама собой, слава соцсетям!
- Ты приложила свой менеджерский талант к успеху группы «ТІК», к продвижению белорусов «Ляпис Трубецкой» в Украине, у тебя большой опыт работы на радио не только в качестве ведущей, но и продюсера. Исходя из перечисленного, у тебя больше вопросов или уже готовых схем и проектов, как популяризировать свое творчество так, чтобы звучать из каждого «утюга», и собирать многотысячные залы?
- Отличный вопрос. Опыт без материала – это мертворожденное дитя, и наоборот. Я безумно застенчива! И «Сонник №1» это плацдарм для амбиций моих друзей. Как собрать аншлаг для «артиста», которого никто не знает, песни, которого не на слуху, которого не крутят на ТВ??? Я достаточно трезво оцениваю то, что я делаю, и если я зазвучу из каждого «утюга», то значит, что я делаю что-то неправильно. Я хочу на личном опыте показать, что ТВ ничего не решает, и что такие исполнители, как покойная Lhasa de Sela, «ZAZ», а у нас «Сонцекльош», или «Shopping Hour», или «CoMaha», могут собирать большие залы при правильном подходе. Ты же сам все делаешь, для этого.
- Ты для себя уже проводила «ревизию» достижений и провалов? Чем и как ты планируешь и мечтаешь заниматься в следующие 35 лет?
- Давай доживем до 23-го сентября! Мои достижения - это проекты, к которым я волею судьбы была причастна, мои провалы – это исключительно я сама. В следующие 35 лет я хочу любить, иметь силы любить, иметь возможность любить, успеть любить, все так же помогать своим друзьям, писать аудиоспектакли, озвучивать документальное кино, просыпаться в 5 утра и понимать, что жизнь может оборваться в любой момент.
Олександр Стасов [ Киев 13 сентября 2011 ]
Клип: Соня Сотник - 5-й Размер
http://www.youtube.com/watch?v=3etZ7UkeMWA
http://vimeo.com/29031497
Скачать клип в телевизионном качестве:
http://upload.com.ua/get/902847203/5razmer_Animation.zip
http://www.ex.ua/view_storage/399790033895
В мире существует немного явлений, на которые можно смотреть бесконечно. Все мы о них знаем. Ведущая утреннего шоу Камтугеза на Радио РОКС Соня Сотник сломала этот устоявшийся веками стереотип. 300 женщин разных возрастов, разных статусов и разных социальных групп, в одинаковых золотых коронах, собранные в одном месте в одно время. Завораживающее зрелище
14 сентября в киевском «Зеленом Театре» ведущая культового шоу [КАМТУГЕЗА] на Radio Roks Соня Сотник представит публике дебютный альбом и новое шоу
Два часа откровений от известной ведущей Radio ROKS собрали полный зал. Весь вечер вокал Сони дополняли музыканты групп CoMaha, Ghurt YO Ghurt и артисты театра теней PapaSony
Автор і натхненник поп-групи Ampula Seven, блек-метал команди Haissem і формації Sunset Forsaken, про те, що внутрішня потреба у творчості важливіше зовнішніх стимулів