На жаль, українська версія публікації відсутня, пропонуємо варіант на російській мові

Al Di Meola: «Не слушайте музыку ваших любимых гитаристов просто так»

01.01.1970 · Інтерв'юAl Di Meola: «Не слушайте музыку ваших любимых гитаристов просто так»

Al Di Meola начал играть на гитаре с восьми лет, беря уроки у местного джазового гитариста Боба Эслэниана (Bob Aslanian). Его интересы простирались от итальянской классической музыки, которую он слышал дома, до джаза и фламенко. Звезда Эл Ди Меолы загорелась в 19-летнем возрасте, когда его талант гитариста оценил Чик Кориа, чья группа Return To Forever вместе с Mahavishnu Orchestra Джона МакЛафлина и Weather Report входила в состав Большой Тройки фьюжна. Искрометные, филигранные гитарные пассажи Ди Миолы стали звуковой визитной карточкой электронного джаза 70-х годов.

В 1980 году, увлекшись акустической гитарой, он организовал Гитарное Трио (The Trio) вместе с Джоном МакЛафлином и испанским гением Пако Де Лусиа. Но талант Al Di Meola таится не только в его искрометной технике, но и в композиторском мастерстве. Гитарист не просто соединяет джаз и рок, но примешивает сюда южно-американские ритмы и романтические италийские напевы.

Говорят, что в Ди Меоле уживаются как бы два гитариста одновременно: один - невероятно техничный и изобретательный исполнитель фьюжн на электрогитаре, другой - вдумчивый исследователь музыкальных культур других стран (в первую очередь фламенко и современного танго), виртуоз гитары акустической.

Во время пребывания легендарного гитариста в Киеве нам удалось найти свободный час и, напоив гостя чаем, расспросить у него о его взглядах на музыку, о фактах из его биографии и планах на будущее.

Эл, как все начиналось, как начиналась музыкальная карьера?

Еще в детстве меня очень впечатляли певцы и гитаристы, которых я видел на телеэкранах. Наибольший толчок, почему я и начал играть на гитаре, мне дали the Ventures и Elvis Presley.

У меня есть сестра, которая на 7 лет меня старше. и как-то раз она устроила у нас в доме вечеринку. Кто-то пришел туда с гитарой. Это был Fender Stratocaster И ребята разрешили мне поиграть на нем. Мне тогда было лет 10 и в тот день я впервые взял в руки электрогитару и влюбился в нее и в ее звук. И после этого я начал заниматься серьезно, брать уроки...

Мечтали ли вы о карьере музыканта или все получилось случайно?

Нет, каких либо планов я не строил. Все чего я хотел - это заниматься музыкой, расти профессионально и зарабатывать этим себе на хлеб.

Вы начали заниматься самостоятельно или брали уроки?

Нет, я нашел очень хорошего учителя - мне повезло, в местном музыкальном магазине был отличный учитель, который хорошо разбирался в джазе. Я хотел изучать джаз, а он как раз был специалистом в этом. Мы жили недалеко то Нью-Йорка и поэтому я часто ездил туда поглядеть и послушать различные группы, которые играли в клубах. Я перенимал опыт и вдохновлялся их игрой. Поэтому, с одной стороны со мной занимался хороший учитель - а с другой стороны - меня вдохновляла музыка, которую играли парни в нью-йоркских клубах.

Каким требованиям должен отвечать музыкант, который играет вместе с Эл Ди Меола?

Во-первых, это умение импровизировать, это хорошее чувство ритма. Да, чувство ритма – это даже главное.

Наверняка в вашей жизни были различные трудности. Что помогало выйти из сложных ситуаций? Что вдохновляло?

В различные периоды ты всегда обращаешься к различным источникам вдохновения. Это музыка, книги, созерцание чего-либо прекрасного. В трудной ситуации такие вещи, которые действительно трогают тебя, помогают вернуться в привычное русло. Оно же помогает сделать рывок и добиться чего-нибудь. Вдохновение – это искра. Это происходит со мной так же как и с многими другими. Вдохновить может даже хороший фильм. Например моя любимая вещь, из тех что я сам написал, была создана после того, как посмотрел в кинотеатре фильм. Это был очень трогательный фильм и он вдохновил меня...

Что вдохновляет вас сегодня писать музыку? Книги? Может быть мысли приходят во время вождения машины или как-то еще?

Обычно говорят, что вдохновляет какое-то красивое место или что-то еще. Я считаю лучшим вдохновением, когда ты например идешь в кино и смотришь фильм, который пронзит тебя и ты уйдешь с этим чувством домой. Вдохновение – это момент, который тебя трогает и заставляет шевелиться. Это может быть что угодно. Музыка, которая тебе нравится или наоборот – просто другая музыка, например опера. Ты слушаешь мелодию, улавливаешь эмоции, страсть, голос и каким-то образом переносишь все это на свой инструмент, стараешься или просто позволяешь чтобы это произошло само по себе.

Вы играете на гитарах Ovation. Почему в качестве основного инструмента была выбрана именно эта марка?

На самом деле, Ovation - первая гитара, максимально адаптированная к игре с усилением, то есть акустическими системами. И это первая гитара, которая позволяла варьировать громкость от минимума к максимуму без обратной связи. Ведь для большинства акустических гитар, когда ты играешь не один. а с коллективом – это большая проблема. Ты просто не слышышь себя, не контролируешь свой звук. А Ovation лишены таких недостатков.

Во-вторых, Ovation – очень пробивная гитара. Ведь у нее круглая задняя дека, поэтому у нее очень хорошая отдача и мощный саунд.

И что для меня очень важно – гитары Ovation звучат равномерно в различных регистрах. Играешь ли ты ближе к голове грифа либо вверху, тембральная окраска звука – одинакова в отличие от цельнодеревянных гитар. Например такие гитары как Guild и Мartin... Они звучат очень сочно, когда ты играешь в начальных позициях, однако когда ты забираешься вверх по грифу, в верхние регистры – звук становится «тонким» и безжизненным.

Какое оборудование стоит у вас на студии, какое оборудование вы предпочитаете?

Для записи я использую системы Pro Tоols и пульт Soundcraft. Я люблю оборудование lexicon – ревербераторы и прочие приборы.

Насчет усилителей – я обожаю Mesa/Boogie. Но это не мешает мне иметь все усилители Marshall :) – еще с тех времен, когда я в основном играл на электрогитаре.

У меня есть любые гитары, которые только можно вообразить... Любимые – это Paul Reed Smith, есть много Les Paul и даже один Strat.

 Касаемо музыкантов, с которыми вы работаете... Есть ли у вас какие-то интересы, может быть вы ходите вместе на рыбалку?

 ...Нет, за пределами музыки – вряд ли. Рыбалка? Надо бы подумать над этим... :)))

Многие гитаристы увлекаются совершенствованием техники и со временем их игра перестает быть музыкальной и больше напоминает игру «роботов-гитаристов». Как вам удается держать балланс между техникой и музыкальностью?

Как?.. Каждый человек живет и развивается, точно так же развивается и вкус. Мой вкус, мои ощущения так же развивались со временем. Я считаю, что у меня было очень удачное начало: я занялся теорией, я слушал хорошую музыку. Когда я еще был тинэйджером, то усвоил, что музыка должна быть интересной и качественной в отношении гармонии и ритма. Все это обогащало мой вкус. То что я слушал, что изучал – это развивало некий инстинкт и чутье - чего и сколько должно быть в моей музыке в плане гармонии, мелодики и ритма. Какие ингридиенты нужно добавить... Словно повар на кухне, приготовляя экзотическое блюдо, добавляет нужные компоненты чтобы подчеркнуть вкус.

Одним словом, создавая музыку, я полагаюсь на вкус, качество и интуицию. И эти ощущения год за годом развиваются во мне.

Акустическая гитара, классическая гитара или электрогитара – какая из них вам ближе всего?

Для меня это разные виды передачи эмоций. Электрогитара в моем понимании – более лирична. Она - инструмент подобный вокалу, она дает возможность петь. Тут свои ноты, своя фразировка.

Акустическая гитара – это несколько другое направление. Электрогитара - это усиление, это другой сустейн – все это позволяет несколько спрятаться... иногда... Многие гитаристы используют на электрогитаре быструю технику, массу приемов типа hammer-on и pull-off, в общем - «съезжают» :) На акустике – это не пройдет! Тут приходится вылабывать все без исключения. Акустика – инструмент для более ритмичной игры.

Многие советуют для того чтобы лучше понимать соло и фразировку - петь . Вы поете?

Я пробовал один раз петь. А вообще – я не пою. Я бы хотел петь и я считаю голос – это инструмент №1 в мире. А гитара – №2 :)

Есть ли у вас дети и занимаются ли они музыкой?

У меня две дочери, одна из которых играет на фортепиано и на гитаре. Да! Она еще и поет! Она любит музыку, но она не одержима ей...

Вы играете вместе?

Да, но не музыку.

В различные периоды вашего творчества вы ставили себе различные цели. Какие цели в музыкальном плане ставит перед собой Аl Di Meola сегодня?

В основном это обычные цели, связанные с творчеством... Сейчас я, например, хочу писать больше для оркестра.

Вообще-то, я всегда стремился больше окунуться в музыку, вместе с тем делая эту музыку более популярной в коммерческом плане, чтобы она смогла понравиться бОльшему количеству людей. Это странно, но это моя цель. Я хочу делать музыку эмоциональную, трогательную и в то же время, чтобы как можно большее количество людей получало от нее удовольствие.

Я не хочу делать музыку для небольшой группы слушателей. И я не хочу быть коммерческим, чтобы завоевать массы. Я хочу, если и завоевывать массы, то при помощи музыки, насыщенной эмоционально.

Свести эти два момента очень непросто и поэтому я считаю – мы отлично потрудились и сделали большую работу в данном направлении :)

Пару пожеланий для украинских гитаристов от Al Di Meola?

Мой совет – не слушайте музыку ваших любимых гитаристов просто так. Выделяйте в игре каждого то, что нравится вам, анализируйте это, копируйте их игру. Как раз в этом процессе – процессе копирования и смешения манер игры различных гитаристов и вырабатывается свой стиль. Вырабатывайте свой стиль!

Семенов Сергей

© Рок.Київ

 
ПУБЛІКАЦІЇ
Al Di Meola встретится с украинскими почитателями гитары в МузТорге!
АНОНСИ
Al Di Meola встретится с украинскими почитателями гитары в МузТорге!
10.01.2008

13 января в киевском салоне музыкальных инструментов Музторг состоится мастер-класс одного из наиболее влиятельных гитаристов мира - Al Di Meola (Эл Ди Меола).

РЕКОМЕНДАЦІЇ
Сергій Радзецький: «Грати роками одне і те ж однаково - неймовірно нудно»
ІНТЕРВ'Ю
Сергій Радзецький: «Грати роками одне і те ж однаково - неймовірно нудно»
25.07.2019

Чай з м’ясом - мабуть, самий драйвовий з проектів Сергія. На його рахунку - ролі худрука SЮR Band, одного з авторів програми Avant Floyd, інструменталіста і композитора в дуеті Big Second

Прийом заявок: Східноєвропейська Музична Академія
НОВИНИ
Прийом заявок: Східноєвропейська Музична Академія
18.07.2020

Music Export Ukraine, у ​​партнерстві з MONOKEY, оголошують прийом заявок на першу Східноєвропейську Музичну Академію. Ця можливість є абсолютно безкоштовною та відкритою