На жаль, українська версія публікації відсутня, пропонуємо варіант на російській мові

Алексей Козлов: «Я свое уже доказал»

16.04.2008 · Інтерв'юАлексей Козлов: «Я свое уже доказал»

Имя этого джазмена упоминается в европейских энциклопедиях, а его группа «Арсенал» хоть и претерпела изменения в составе, все так же энергична и готова к новым гастролям. Перед киевским концертом Вадим Куликов поговорил с Алексеем Семеновичем Козловым о музыке авангардной, модной и патологической.

В своей книге «Рок-музыка: истоки и развитие» вы говорите, что в 80-х рок вышел на высокий уровень социаль­ного и политического самосознания. А какой уровень самосознания у сегод­няшней рок-музыки?

Я не претендую на роль мудреца, но мое мнение таково, что рок - это все-таки музы­ка протеста, и когда закончилась война во Вьетнаме и рухнул «железный занавес», эра настоящей рок-музыки подошла к концу. С другой стороны, скрытые поводы для протеста были и будут всегда, например, сейчас никто не рискует протестовать про­тив терроризма, потому что может быть убит, или против наркомафии, которая не просто губит людей, но и практически пода­вила рок-музыку. Вообще, изначально рок-культура была противостоянием хиппи серой толпе, жлобам. Индивидуалисты и се­годня существуют, но в основном молодежь стала одинаковой, невозможно выделить хоть какую-то моду, а «рок» превратился всего лишь в слово и перестал возбуждать психику молодых, как это было во времена зарождения молодежной контркультуры. Остались только эстрадные формы эпати­рующего стадионного псевдорока типа Scorpions. А также возникли новые попсо­вые формы с обязательным налетом пато­логии, как, например, Tokio Hotel.

Еще в конце 90-х вы отмечали, что из-за обилия информации весь музыкальный пласт невозможно проанализировать. На что вы обращаете внимание в пото­ке новой музыки?

Сориентироваться сейчас непросто - взять хотя бы сайт YouTube, куда заходишь и те­ряешься. Я пытаюсь быть в курсе дела, осо­бенно меня интересует субкультура, то, что не выходит даже в интернет. Например, не­сколько лет назад меня пригласили на фе­стиваль «прог-рока», где выступали музы­канты из Сибири и Дальнего Востока. Они неизвестны в России, хотя выступают и за­писываются за рубежом и создают серьез­ную музыку, построенную на классике, авангарде и world-music. Я поразился, что настоящая любовь к музыке выживает в любых условиях.

Когда-то «Арсенал» тоже играл прогрес­сивный рок...

А то, что мы делаем сейчас, это постмодер­низм. Но основа осталась прежней - стиль funky-fusion. Мы можем играть классику или что-либо этническое, тут же я могу спеть блатную песню или прочитать стихи, комбинации самые разные. Я за эклектику. На концертах мы можем перескакивать че­рез столетия, от Равеля к классической джазовой композиции «Take Five». Причем в этом всем можно услышать ироническое отношение нашей любви к этим стилям. Вот так вот.

В 1997 году, чтобы доказать солидность джаза, вы организовали концерт с сим­фоническим   оркестром   и   записи   со струнными квартетами. Вы полагаете, вам удалось доказать, что джаз давно за­служил себе место рядом с классикой?

Предубеждения против джаза как были в академической среде, так и остались. До сих пор академисты джазменов считают людьми второго сорта, втайне завидуя их способности к импровизации. Но я свое уже доказал, записал двойной DVD «Джаз и классика», где выступил в качестве аран­жировщика и музыканта, выступал со струнным квартетом и даже с еврейским хором Александра Цалюка. Хватит мне до­казывать.

Мне очень нравится ваша теория о не­посредственной связи музыки с поли­тикой и экономической ситуацией. Но если деньги и власть могут управлять искусством, то, может быть, реально движение в противоположную сторону? Может ли музыка быть влиятельной?

Как говорил Маркс, экономика - базис, а культура - надстройка, и в этом я с ним со­гласен. Любой стиль, начиная с блюза, об­разовывался в результате экономических и политических потрясений. Взять, напри­мер, би-боп, он возник после войны как первый значимый протест черных моло­дых музыкантов против сегрегации. А рок-культура - вообще наиболее яркий при­мер - возникла в результате появления нового класса - тинейджеров и их протес­та против войны во Вьетнаме, против при­теснений студентов, против ядерного ору­жия. Музыка панков позже появилась в результате деятельности Маргарет Тэт­чер, которая, спасая британскую экономику, ввела такие законы, что молодежь, как бед­ная, так и богатая, не могла найти себе рабо­ту. Тут же возникла масса юных бездель­ников, которые возненавидели профессио­налов во всем, в том числе и в музыке. Этим и объясняется их ненависть ко вкусам сво­их родителей-хиппи и лозунг, появивший­ся в то время: «Я ненавижу Pink Floyd». Но музыка, родившаяся в результате каких-либо потрясений, способна далее воздей­ствовать на общество, порождая, в свою оче­редь, новые молодежные движения, меняя моду и стиль жизни.

Среди ваших любимых в жизни вещей значились   атональная   музыка,   бес­предметная живопись и черный юмор. Этот список еще актуален?

Все меняется. В годы запрета все эти состав­ляющие были методом раздражения «офи­циоза». Сегодня я использую и атональную музыку, но она не является для меня един­ственной. Я исполняю ее фрагментами, что­бы подчеркнуть красоту гармоничной му­зыки и показать все грани современного искусства. Только оттеняя друг друга, вещи становятся понятнее. Что касается меня, то я стал гораздо терпимее ко всему происхо­дящему вокруг, даже к жлобской толпе - не­счастной жертве массмедиа.

9-15 апреля 2008, Time Out Киев


 
ПУБЛІКАЦІЇ
Олексій Козлов та його Арсенал в Києві
ФОТО
Олексій Козлов та його Арсенал в Києві
14.04.2008

Олексій Козлов та його Арсенал привезли до Києва нову програму під назвою «Своя Гра», всі композиції якої були написані у минулому та цьому році.

РЕКОМЕНДАЦІЇ
No comment
НОВИНИ
No comment
24.03.2022

No comment

Latvian Rock and Metal is with Ukraine!
НОВИНИ
Latvian Rock and Metal is with Ukraine!
02.05.2022

Латвійські рок і метал музичні колективи та інші представники індустрії висловлюють свою підтримку народу України в ці важкі часи!