Группа «Щастя» давно и по праву признана одной из самых ярких команд среднего поколения наших рокеров, вышедших на сцену в середине 90-х. Энергичный украиноязычный панк каждый раз «взрывает» залы, тут же начинающие подпевать и пританцовывать, как на главном «роковом» фестивале страны «Рок-экзистенция», так и просто в клубах. Обнаружив «Щастя» еще и в числе организаторов одного из самых интересных национальных «культурных» проектов Украины последнего времени — фестиваля «Рейвах», я окончательно понял: «Надо брать!» Потому что с кем, как не с музыкантами, на наших глазах создающими настоящее и ближайшее будущее современной украинской рок-музыки, о ней разговаривать? Бессменного лидера «Щастя» Дмитрия Остроушко удалось отыскать через общих знакомых. Кстати, по профессии Дима, знающий несколько иностранных языков, оказался переводчиком.
— Начнем «аб ово». Почему ваша группа называется «Щастя»?
— Я как-то придумал название «Продінамив щастя». Мы к тому времени уже существовали 6 лет под другим названием («Blabba») и пользовались некоторой популярностью у посетителей киевских клубов. Но захотелось что-то поменять. В шутку, я поделился идеей с другом — Андреем Дейнеко, фотографом, он сейчас в Италии живет. А тот говорит: «Знаешь, а ведь просто «Щастя» — лучше». На том и порешили.
— Знаю, что «Щастя» и ты, в частности, кроме собственно концертной деятельности, еще и придумали и организовали рок-фестиваль «Рейвах».
— Не совсем так. «Рейвах» создан не нами, а группой энтузиастов из Тернополя во главе с нашим хорошим другом Зоряном Безкоровайным. У него, кстати, отличная группа — «Неймлесс» называется. Именно они придумали движение в поддержку независимого искусства — музыки, живописи, кино, литературы и т.д. Кстати, «Рейвах» никакого отношения к рейву не имеет. Это украинское слово, которое присутствует в любом нормальном словаре. Суть инициативы — объединить людей творчества. И предоставить им выход на аудиторию (с чем у отечественных «независимых» творцов вечные проблемы.) «Рейвах», по существу, это такой себе «сетевой клуб», не привязанный к какой-либо административной структуре: люди, имеющие желание присоединиться к движению, сами делают то, что им интересно, в своем городе, и пользуются теми возможностями, которыми клуб располагает (организован обмен артистами, есть связи с прессой, возможна какая-то реклама акций, печать афиш и т.п.) На сегодня инициативные группы движения уже действуют в Житомире, Сумах, Полтаве, Николаеве, Запорожье, Ровно, Львове и т.д. В том же Тернополе акции фестиваля — концерты, выставки, литчтения и т.п., пользуются большой популярностью. «Рейваховские» мероприятия не являются регулярными — все зависит от имеющихся возможностей, ресурсов, в конце концов, свободного времени для того, чтобы этим заниматься. «Щастя» участвовали во многих акциях «Рейваха» и активно занимались организацией презентации фестиваля в Киеве. На мой взгляд, получилось недурно. Сейчас я как раз готовлю очередную акцию, посвященную кино. Как только все будет более-менее конкретно, обязательно сообщу.
— Как думаешь, чем обусловлена сегодняшняя активизация рок-музыки в Украине? Вот, и новые классные группы на слуху появляются, и «старички» оживились, и фестивали снова проходят.
— Не знаю. Играть очень хочется. Да и меньше о деньгах мечтать стали. Это же не самое главное. Всех денег не заработаешь, а творчество куда большее приносит удовлетворение.
- Группе «Щастя» довольно много лет. Но, несмотря на это, а также на постоянное участие в той же «Рок-экзистенции», «Таврийских играх» и т.д., о вашем — как, впрочем, и практически всех отечественных рок-групп «призыва» девяностых - существовании, фактически, знают только рок-меломаны...
— На самом деле, причин много. Тут надо говорить и об уровне экономического развития страны в целом, и о «заботе» наших депутатов и властей о родной культуре, и об уровне развития самого так называемого украинского шоу-бизнеса, и бизнес-логике наших бизнесменов. (Зачем раскручивать своего артиста, вкладывать в него десятки тысяч ненаших денег, если можно взять российского исполнителя, которого уже раскручивает кто-то другой, заплатить относительно мало и сразу «стричь капусту»?) Немалую роль в сложившейся ситуации играет и абсолютно естественная политика культурной экспансии наших соседей. Да и, в конце концов, отсутствие собственно инфраструктуры независимой музыки. (Согласись, что последняя может появиться только при развитой инфраструктуре поп-рынка.) А еще есть вопрос активности самих исполнителей. Многие просто ленятся заниматься «продвижением» себя «в массы». Это, кстати, касается и меня самого.
— Насколько я знаю, в отличие от многих коллег, «Щастя» никогда не планировало «завоевывать» Москву.
— У нас вообще нет желания что-либо завоевывать. Но поехать в Москву и поиграть там, понравиться публике, заполучить там свою аудиторию — что же в этом плохого? Это касается не только Москвы. В одинаковой степени и Нью-Йорка, Пекина или Цюрупинска. Выпустить альбом в Москве, а не в Киеве? Почему бы нет. Где угодно, где предложат нормальные условия. Вот сейчас, проактически собственными усилиями выпустили альбом — называется «Piensas ya en el amor». К сожалению, достойных условий, которые позволили бы нам приступить к записи следующего у нас нет. Однако, если завтра нас захотят выпустить на Северном полюсе и предложат нормальные условия — альбом выйдет на Северном полюсе.
— Последний вопрос. Дима, признайся честно — быть рок-музыкантом в современной Украине — это «щастя»?
— Однозначно. Быть рок-музыкантом — это всегда счастье.
Антон КЛОЦ [www.vv.com.ua]
Dobro - це студійний проект учасників групи Щастя з іншими музикантами... Композиція «Квітка» проспівана Ольгою Чірковою, «Ті, що падають вгору»
Український інді-гурт «Щастя» належить до вічно молодих і перспективних, жартує його засновник і лідер Дмитро Остроушко, хоча більшість музикантів команди грає спільно вже понад 15 років.
Дмитро Остроушко – музикант київської групи «Щастя». Зараз, окрім музики, Дмитро займається продюсуванням.
Сергій Міхалок та гурт Ляпіс Трубецькой презентували новий сингл та відеокліп на пісню Воїни світла українською мовою. Переклад пісні зробив український поет, активіст та волонтер Сергій Жадан