Big Second

Big Second

Big Second


1. Synopsis
2. Neotroubadours
3. Kosmorama
4. Waiting for response
5. Ocean Silence
6. Impressio
7. Colloquium
8. Kaleidophone
9. Dada-holiday
10. Тайна / Mystery (Алексей Козлов)
11. Суп / Soup (Tony Levin, Michael Bernier, Pat Mastelotto)
ВСІ ТРЕКИ
На жаль, українська версія публікації відсутня, пропонуємо варіант на російській мові

Славянские ли корни тому виной, правильно ли воспринятый опыт академической школы — но братья Радзецкие остаются верны многовековым традициям приятной слуху мелодичной музыки даже в самых экспериментальных работах проекта Big Second.

Тандем Сергея и Дмитрия Радзецких завоевал известность в отечественном рок-сообществе благодаря бесшабашному проекту SЮR Band с яркими сценическими шоу и многочисленным составом исполнителей. Однако, главным делом жизни братьев с малых лет была и остаётся работа в менее броском, но не менее интересном коллективе — композиторском тандеме под названием Big Second.

Осознание того, что семейный дуэт станет залогом их творческого успеха, пришло к братьям, когда Дмитрию было 7 лет, а Сергею — 13. Под руководством отца, гитариста и педагога Юрия Радзецкого, Дима и Серёжа оттачивали композиторское мастерство, регулярно выпуская домашние альбомы под грифом “Big Second”, выступая с авторским материалом перед родителями и параллельно получая классическое музыкальное образование на самом серьёзном уровне. Кстати, о творческом пути братьев снят очень интересный телевизионный сюжет, который можно посмотреть на YouTube.

Сейчас Дмитрию — 24, а Сергею — 30. Поняв, что проект Big Second наконец-то созрел для того, чтобы продемонстрировать его широкой аудитории, в течение нескольких последних лет братья Радзецкие готовили к выпуску свой первый «взрослый» альбом. При поддержке фонда Алексея Козлова “ArtBeat Music” в нынешнем году Big Second представил на суд слушателей дебютную self-titled пластинку.

Описывая в онлайн-каталоге работу Сергея и Дмитрия, издательство “ArtBeat Music” ставит материал Радзецких в один ряд с творчеством Роберта Фриппа и Тони Левина, которые известны мировому сообществу меломанов по участию в группе King Crimson образца 1980-2000-х гг. Такая аналогия, безусловно, имеет под собой почву. Подобно вышеупомянутым адептам прогрессив-рока, Дмитрий и Сергей являются ярыми апологетами гитары. Работая над аранжировками своих произведений, они стремятся записать как можно больше партий именно с помощью этого инструмента. Так же, как и музыканты King Crimson, для расширения свойств гитары Сергей и Дима не стесняются применять различные вспомогательные средства, включая нетрадиционные инкарнации самого инструмента. “Big Second” пестрит огромным количеством «синтезаторообразных» тембров, которые удалось извлечь из струн путём использования эффект-процессоров, гитарных синтезаторов и авторского ноу-хау Дмитрия — десятиструнной RADZ-гитары. Не обошлось и без техники звукоизвлечения двуручным теппингом, которую, кстати, регулярно использует Тони Левин.

Явное сходство между творчеством Big Second и записями музыкантов из «свиты Малинового Короля» можно наблюдать также на уровне композиции. Радзецкие с тем же удовольствием — с поправкой на сдержанность, продиктованную академическим образованием участников дуэта — используют «ломанные» музыкальные размеры и диссонирующие созвучия, что ярко проявляется уже на втором треке альбома Neotroubadours. Они столь же много уделяют внимания басовым партиям собственных произведений, во многих случаях делая их не только низкочастотным фундаментом аранжировки, но и одним из её основных содержательных элементов.

И всё-таки в композиторском подходе Сергея и Дмитрия есть одно существенное отличие, которое ставит их особняком от западных коллег и, чего братья никогда не скрывали, образцов для подражания. В отличие от работ современного состава King Crimson, а также большинства проектов, при нём существующих, тембральная палитра дебютного диска Big Second практически лишена ярко выраженных элементов стилистики индастриала. Присутствующие в ней шумы немузыкального происхождения и звуковые эффекты малочисленны, ненавязчивы. В функциональном смысле они остаются на уровне необязательных украшений, привнесённых в полотно альбома для того, чтобы придать ему немного приятного студийного лоска. Спецэффекты ни в коей мере не стремятся к тому, чтобы взять на себя сколько-либо существенную идейно-смысловую нагрузку. Они лишь слегка дополняют те мысли и образы, которые братья Радзецкие доносят до слушателя с помощью старых добрых средств музыкальной выразительности: ритма, мелодии, гармонии.

Так, в запись композиции “Waiting For Response” («Ожидание ответа») удачно вписываются гудки телефона и шипение модема. Но в процессе концертного исполнения их можно опустить без какого бы то ни было ущерба для образности произведения. Эффект напряжённого ожидания того момента, когда некто на другом конце провода наконец-то возьмёт трубку, заложен в стремительный темп композиции, в фактуру партии ритм-гитары, которая будто бы чеканит телефонный зуммер, отрывисто играя созвучия на вторую и четвёртую доли тактов, и т. д. То же самое можно сказать и о разнообразных шумовых семплах в Dada-holiday. Аплодисменты, крики толпы, звуки электрических разрядов — всё это занятное, но вовсе не обязательное дополнение к безудержной «веселухе» дадаистов, за достоверную передачу которой отвечает, прежде всего, по-хорошему полоумная ритм-секция.

Похоже, именно бережный подход к традиционным методам композиции делает музыку дуэта Big Second примечательной на фоне творчества других коллективов, работающих в избранной братьями Радзецкими творческой нише. В то время, как большая часть адептов школы музицирования, основанной Робертом Фриппом сотоварищи, превращает саунд-дизайн в один из ключевых элементов композиции и, подобно хрестоматийным «индустриальщикам» вроде Nine Inch Nails смело ставит его во главу угла аранжировок, музыка Big Second уверенно декларирует главенство нотного текста.

Кажется, что даже тембры инструментов в творчестве Радзецких допускают широкую вариативность. Они, безусловно, не являются случайными. Но думается, что замена мелодических инструментов не лишила бы диск Big Second музыкального смысла. Паутина, сотканная теппингом на бас-гитаре в “Kosmorama”, прозвучала бы не менее загадочно, будучи исполненной, например, в нижнем регистре фортепиано. А пронзительное гитарно-синтетическое соло в Kaleidophoneвполне можно представить сыгранным на флейте или скрипке. Ни с эмбиентными гитарными ландшафтами Роберта Фриппа, ни с оголтелыми соло-пассажами гитариста-вокалиста King Crimson Эдриана Белью такой номер не прошёл бы. Творчество этих музыкантов зачастую опирается на конкретный тембр не меньше, чем на нотный текст, вследствие чего замена одного инструмента другим приводит к серьёзному искажению исходной музыкальной идеи.

Славянские ли корни тому виной, правильно ли воспринятый опыт академической школы — но братья Радзецкие остаются верны многовековым традициям приятной слуху мелодичной музыки даже в самых экспериментальных работах проекта Big Second.

Дебютный диск Big Second — отличный проводник для музыкальных путешественников, решившихся на то, чтобы преодолеть горный хребет стереотипов, отделяющий мир классической музыки вкупе с более-менее «душевно здоровым» джаз-роком от экспериментаторских игр ума «кримзонутых» виртуозов. Он достаточно традиционен для того, чтобы привлечь их внимание знакомыми интонациями, и содержит ровно столько экспериментов, сколько нужно, дабы подготовить слушателя к грядущим музыкальным «катаклизмам». Экзамен по подготовке придётся сдавать во время прослушивания заключительного бонус-трека “Soup”, который Big Second записали в процессе совместного выступления с участниками King Crimson Тони Левином и Пэтом Мастелотто. Кстати, эта запись является также своеобразным признанием западными мэтрами достоинств украинской творческой молодёжи, что не может не радовать отечественного меломана.

Текст обзора: Антон Бессонов («Тим Талер»)


Виконавець:
Big Second
Назва:
Big Second
Категорія:
Альбоми
Рік видання:
2014
Видавець:
self-released

ДОСЬЄ РЕКОМЕНДАЦІЇ
Сергій Радзецький: «Грати роками одне і те ж однаково - неймовірно нудно»
ІНТЕРВ'Ю
Сергій Радзецький: «Грати роками одне і те ж однаково - неймовірно нудно»
25.07.2019

Чай з м’ясом - мабуть, самий драйвовий з проектів Сергія. На його рахунку - ролі худрука SЮR Band, одного з авторів програми Avant Floyd, інструменталіста і композитора в дуеті Big Second

В Україні розпочали ґрунтовне дослідження музичної індустрії
НОВИНИ
В Україні розпочали ґрунтовне дослідження музичної індустрії
11.07.2020

Организаторы приглашают к участию музыкантов и игроков рынка