12 апреля 1954 года американский исполнитель Билл Хейли (Bill Haley) записал песню Rock Around The Clock. Её принято считать гимном рок-н-ролла, а дату её записи, соответственно – днем рождения рок-н-ролла. А праздновать такое событие скромно не в правилах рок-н-рольщиков. Вот и приехали в Киев по просьбе украинских друзей на фестиваль «Украбилли Взрыв-2» гости из Москвы – легендарный коллектив «Мистер Твистер». Которые любезно, в компании с фронтменом «От Винта» Юрой Журавлём и организатором фестиваля Сашей Кравченко, в узких кругах более известным как «ТварЫна», пообщались с нами о рокабилли и не только.
Саша Кравченко: Наш фестиваль приурочен к Дню рождения рон-н-ролла, который отмечают 12 апреля. Выступят украинские известные и пока не очень известные команды. Также украинскую сборную приехали поддержать гости из России, московская группа «Мистер Твистер». Которые положили начало всей рокабильной культуры СССР.
Юра Журавель: Нам дуже приємно, що рокабільний рух на Україні відкриває друге дихання, з’явилась молода, свіжа тусовка. Вона потужна, завзята і має свій портал украбілі ком. Вони спроможні влаштовувати вдалі, потужні фестивалі, на які може приходити молодь, якій подобається рокабілі, псайко і просто весела музика, під яку можна добряче відтгнутися, потанцювати та познайомитись з гарними дівчатами. Такі фестивалі показують, що музика вільна від расових кордонів. І я думаю, що в майбутньому на наш фестиваль будуть приїжджати гості не лише з Росії, але й з усіх країн, де досить потужно розвинений рокабільний рух.
Лариса Мальцева: Скажите, а определение украбилли – как оно появилось?
Юра Журавель: Ну взагалі, рокабілі – це поєднання негритянського ритм-н-блюзу і американського кантрі. У свій час «Мистер Твистер» наблизили стиль рокабілі до публіки. Ми теж вирішили, з огляду на те, що український фольклор і культура дуже багаті, зробити мікс рокабілі і українських мотивів.
Лариса Мальцева: И как подхватили это название?
Саша Кравченко: Непосредственно Юра Журавель подарил украинской тусовке это название. А более доступно – это украинское движение любителей рок-н-ролла. Мы в самом начале ставили перед собой цель продвижения украинских команд, проводить концерты, фестивали. Кому-то нравится, кому-то нет, но люди всё же ходят. Так и живём.
Юра Журавель: А все почалося з того, що на наші концерти почали ходити люди, яким подобалась наша музика. Їм не в падло було платити гроші за концерти, і саме вони підтримали нас на фестивалі «Перлини сезону». І тоді ж члени журі нас запитали: «Пацани, а це ви постійно возите з собою такий тусняк, таких в Києві навряд чи знайдеш?». Виявляється, вони в Києві є, стає все більше і більше тих, хто цінує справжню позитивну агресію, якою переповнений рокабілі.
Лариса Мальцева: Вопрос к команде «Мистер Твистер». Скажите, а кто ещё из украинских команд будет участвовать в записи «Трибьют Мистеру Твистеру»?
Валерий «Ёж» Лысенко: Очень сложный вопрос. Дело в том, что в самом начале было названо около 30 команд. Сколько фонограмм готово – пока покрыто мраком.
Лариса Мальцева: Юра, когда вы впервые встретились с «Мистерами» на сцене?
Юра Журавель: На сцене мы встретились в 2000 году, на концерте группы из Лос-Анджелеса Red Elvis’s. Мы тогда все вместе выступали в Москве.
Валерий «Ёж» Лысенко: Да, вот такие вот судьбоносные пересечения случаются в жизни.
Лариса: В планах есть ещё поездки с концертами?
Валерий «Ёж» Лысенко: Конечно. Мы если честно, мы из поезда не вылазим. Россию исколесили вдоль и поперек, в некоторых городах уже по 12 раз выступали. С Украиной немного посложнее.
Очень радуемся, когда случаются подобные события. Раньше проще было, интеграция была побольше. Тогда мы отсюда не вылазили, по 15 концертов играли. Сейчас ситуация посложнее, да и не «ВИА Гра» мы, чтобы с экранов не слазить. Да и груди у нас поменьше!
Дима Падаван: Скажите, вот у вас сегодня 100% рок-н-рольный фестиваль, почему же сегодня играют сайко, укра, рокабилли. Почему не играют чистый рок-н-ролл?
Валерий «Ёж» Лысенко: В принципе, рок-н-ролл – это и есть соединение всех этих стилей. Смешение стилей случилось в начале 50-х. И если уже говорить о «белом» рок-н-ролле, то это рокабилли. В начале вообще было 5 видов рок-н-ролла, и рокабилли был одним из них. Рок-н-ролл – это вообще понятие более доступное. Некоторые и Мадонну рок-н-роллом называют. А вот рокабилы – это те, кто врубается по-настоящему и играет корневую музыку, которая доминировала в 50–60-х в Америке.
Саша Кравченко: А 100% рок-н-рольный фестиваль… Я вообще от многих людей слышал, что глупо так называть фестиваль, потому что в Украине проходит много фестивалей, которые и по-100%-ней и порок-н-рольней, чем наш. Просто многие считают, что рок-н-ролл появился с приходом групп The Beatles или Led Zepprlin. Это ни фига не так! Рокабилли – это и есть 100% рок-н-ролл, самый ранний, честный и настоящий!
Дима Падаван: Рокабилли – это «белая» музыка?
Валерий «Ёж» Лысенко: Да, абсолютно. Хотя рок-н-ролл целиком – это интернациональная музыка. Очень много ритмов взято из негритянской музыки. А вот продвижением стиля в его начальной стадии занимались евреи. И вообще, в самом начале его называли музыкой негров, коммунистов и евреев. И если у нас это называли западной заразой, то в Америке – коммунистической заразой.
Так же и с украбилли, основа – американская, а тематика – украинская! И всё отлично получается.
Саша Кравченко: Да, вот ещё что. Я постоянно читаю мнения разных людей по поводу фестиваля и рок-н-ролла вообще. Так вот, говорят, что это музыка для бабушек и дедушек, которые живут в 50-х. И будущего у него нет. Так вот, скажу им всем, а фестиваль подтвердит, что основу аудитории составляет именно молодёжь. А по поводу стилей, так в 80-х появился такой стиль, как неорокабилли и до сих пор развивается. А музыка псайкобилли вообще очень прогрессивная. Так что говорить о том, что рок-н-ролл мёртв – глупо!
Павел Стёпин: По поводу молодой крови. Идёшь, бывало, по улице, а школьники показывают пальцем и кричат «О, Элвис!» Хотя его не часто по телевизору показывают.
Лариса Мальцева: А вот на концерты «Мистера Твистера» какая в основном публика ходит?
Павел Стёпин: Очень разная. Было время, когда к нам на концерты ходила бабушка, которой лет 80, наверное, было. Она садилась и слушала.
Лариса Мальцева: Скажите, а премии имеются в активе группы?
Валерий «Ёж» Лысенко: Ну, разбитое лицо – это уже знак почёта для музыканта, затронул чью-то душу.
Юра Журавель: Лучше я об этом расскажу, они стесняются. Валера в своё время из рук Бориса Ельцина получил медаль за деятельность на баррикадах во время путча. Шаг, конечно, политический, но фотография сохранилась, может, Ельцин и помнит.
Лариса Мальцева: Ваша музыка неформатна, внеформатна. Не хотели бы вы, чтобы о стиле побольше узнало?
Валерий «Ёж» Лысенко: Ой, да слово формат вообще придумали, чтобы бабло рубить. А о рокабилли не пишут, потому что сложилось такое мнение, мол, раздолбаи. Те, кому интересно, сами могут всё найти и разузнать. А делать из рокабилли попсню, которая бы звучала на каждом углу – это как минимум подонство. Нам не нужно, чтобы это звучало, как «Братья Гримм», из каждого утюга.
Лариса Мальцева: Так получается, что это клубная музыка?
Валерий «Ёж» Лысенко: Да, конечно. Это потом уже был всплеск. Вообще, на стадионе трудно работать. Людей не видишь, не чувствуешь их. Стадионные фонари очень слепят, и складывается впечатление, что играешь сам для себя.
Лариса Мальцева: На афише написано, что на фесте будет сумасшедший драйв. А грустный рокабилли бывает?
Саша Кравченко: Конечно.
Юра Журавель: Такое бывает, когда приходишь на радио и пытаешься протащить песню в эфир. Грустно становится.
Павел Стёпин: Изначально это весёлая музыка. Но есть люди, которые её играть не умеют, вот она и становится грустной.
Лариса: Ну, бывают же грустные песни?
Валерий «Ёж» Лысенко: Конечно. О несчастной любви. В настоящем роке вообще две составляющих: либо неимоверный бодряк, либо вселенская грусть. Она меня бросила – грустно. Но я напился, а потом нашёл другую – тут-то бодряк и начинается.
Помню, был случай, когда Шатунову на концерте подарили цветы, а он потом без очереди полез в буфет. Вот тогда ребята из байк-клуба «Ночные волки» и наваляли ему и его охране. Хорошие воспоминания, позитивные.
Параван: На одном фестивале на одной сцене выступали «От Винта» и «Грин Грей». Перед выступлением «Гринов» половина публики покинула площадку. Чем это вызвано? Популярностью украбилли?
Валерий «Ёж» Лысенко: В России одно время очень раскручивали «Грин Грей» и «Океан Эльзы». Прям-таки облизали. Не знаю, хорошо это или плохо, ничего против не имею. Просто всегда понятно, кто выше по уровню и качественнее. Я никогда в жизни на сравню ребят из «От Винта» и «Грин Грей», потому что «Винты» настолько круче!
Павел Стёпин: Ага, вообще есть понятие позитив, а есть – козлятина.
Валерий «Ёж» Лысенко: Просто проблема в людях, которые привыкли верить тому, что показывают по телевизору. Это касается музыки, политики и прокладок. Вата есть вата!
На этом месте все разошлись по своим делам, кто пиво пить, а кто музыку слушать. К слову, Паше Стёпину удавалось это делать одновременно!
Беседовали Лариса Мальцева и Дмитрий Падаван
www.e-motion.com.ua
19-20 вересня на українській онлайн-платформі hover.link пройде перший захід — БеZVIZ Pre-party 1.5. Це простір, який максимально відтворює музичний фест у реальності