На жаль, українська версія публікації відсутня, пропонуємо варіант на російській мові

Валерия Виноградова, «Котофест»: «Я, скорее, поверю в единорогов, чем в меценатов»

03.11.2015 · Інтерв'юВалерия Виноградова, «Котофест»: «Я, скорее, поверю в единорогов, чем в меценатов»

За несколько лет существования Фестиваль актуального искусства «Котофест» занял достойное место в ассортименте культурных мероприятий Одессы. Этой осенью он проводился на крыше крупного гостиничного комплекса, радуя зрителей появлением на сцене «звёзд» украинской независимой музыки, в числе которых присутствовали Гуша Катушкин и группа «МОРJ». Итоговый фотоотчёт, подготовленный в ходе мероприятия, помогает проникнутся его праздничной атмосферой.

Глядя на фестивальное буйство красок, мало кто из посетителей задумывается о том, что в течение последних двух лет (или четырёх «крайних» фестивалей — кому какая хронология ближе) «Котофест» находится на грани закрытия. Причина — отсутствие финансирования. Организатор мероприятия Валерия Виноградова признаётся, что до сих пор возвращает кредит, взятый несколько лет назад для проведения фестиваля. По словам Валерии, сейчас «Котофест» держится только на энтузиазме участников его команды.

Накануне проведения осеннего «Котофеста» ты в личной беседе говорила о том, что грядущий фестиваль, возможно, если не случится какое нибудь чудо, станет последним. Изменилась ли ситуация после того, как мероприятие завершилось?

Мысль о том, что нынешней осенью «Котофест» закончился насовсем, всё ещё висит в воздухе. Мы, разумеется, не сдаёмся. Несмотря на сложности финансового характера, активно ведём работу над обновлением формата фестиваля. Предполагаем, что проведём семь событий, с марта по октябрь 2016. Возможно, они будут не столь масштабные, как прошедший фестиваль, но по содержанию мероприятия предполагаются ещё более концентрированными. В качестве локаций для проведения рассматриваем андеграундные клубы и крыши Одессы.

Надеемся на собственные силы. Но если у нас появится достойный спонсор, мы сможем реализовать задуманное на другом качественном уровне.

Осенний «Котофест», проведенный на крыше, оказался не только самым тяжелым фестивалем в отношении организации, но и самым вдохновляющим. Месяц, предварявший мероприятие, мы прожили в очень напряжённом режиме. Я предчувствовала, что наша команда самостоятельно не «вытащит» нынешнее мероприятие, поэтому обратилась за помощью к  ребятам из Backstage.orgАлександру Капуке, организатору многих одесских концертов, а также ежегодного Kapukafest в Карпатах, и Александру Ходосевичу. Кстати, совсем недавно эти ребята открыли в городе новое арт-пространство — More Music Club. Кроме того  нас неизменно технически поддерживает «Живой Концерт» — точнее, лично Олег Бернард.

После проведения концертов все организаторы почувствовали себя одной большой дружной семьёй. Мы поняли, что крыша — абсолютно наше место. Если мы и продолжим фестиваль, то обязательно будем делать его именно на такой локации. В прошлом году, кстати, мы также работали на крыше, но это была крыша лодочной станции, которая в действительности находилась чуть выше уровня моря.

Крыша кажется наиболее логичным местом для проведения фестиваля с названием «Котофест».

У нас всё случилось спонтанно. Никто не проводил планёрок на тему: «Давайте, мы, мол, выступим на крыше», и т.д., и т.п. Выбор места проведения мероприятия произошёл интуитивно. Конечно, если мы продолжим, то «подвал» — выступления в музее клуба «Выход» — мы тоже оставим в фестивальной программе. Как ни крути, мы все выходцы из андеграунда, и никуда от него не денемся.

Крыша — очень красивое место, что заметно отразилось на качестве публики, посетившей «Котофест». В этот раз люди посещали фестиваль семьями. У всех посетителей были радостные лица. Даже те, кто, по моим наблюдениям, пришёл — то ли подсмотреть у нас что-то нехорошее, то ли порадоваться каким-то нашим промахам — в итоге покидали «Котофест» со счастливой улыбкой на лице. В общем, магия крыш действует.

Как вы вообще туда забрались?

Это забавная история. К слову, с директором сети  отелей «Чёрное море», на крыше которого проходил «Котофест», нам по сей день не удалось встретиться. Все договорённости по поводу проведения фестиваля были достигнуты в ходе телефонных переговоров.

Что до выбора локации, эта мысль пришла в голову, когда я увидела в интернете красивый фотоснимок какого-то мероприятия, проходившего на крыше дома. Я вдруг подумала, что мне очень хочется организовать что-то подобное. Начав исследовать вопрос проведения вечеринок на крышах домов, я обнаружила, что такие мероприятия пользуются огромной популярностью в Москве и Петербурге. Я тут же позвонила своей «боевой соратнице» журналистке Анне Волошиной и сказала: Аня, мы проводим «Котофест» на крыше. Когда у Ани прошёл шок от того, что её спокойная жизнь закончена, мы принялись с помощью поисковиков искать фотографии одесских крыш. Так и наткнулись на снимок отеля «Чёрное море».

Воскресным вечером мы отправились туда для того, чтобы договориться с руководством гостиницы о проведении фестиваля. Нас встретил охранник, сказавший, что гостиница временно не работает. Мы принялись рассказывать о том, что у нас есть желание провести фестиваль на крыше отеля, что мы — «коты», и нам это нужно. Охранник смотрел на нас, как на людей, не вполне здоровых психически. Тем не менее, он поделился телефонным номером одного из сотрудников гостиницы, у которого мы, в свою очередь, узнали номер директора. С директором мы договорились настолько легко и быстро, что я до самого конца фестиваля с трудом могла поверить в то, что нас никто не обманул.

Всё это происходило на фоне огромного количества других фестивалей, проходивших в Одессе ежедневно. До этой импульсивной идеи с крышей мы были так обескуражены обилием «конкурирующих» мероприятий, что даже не стали вносить «Котофест» в карту фестивалей Одессы. Мы просто не знали, рискнём ли что-то делать. Стартовый, с позволения сказать, «бюджет» крайнего «Котофеста» составлял 12 гривен, лежавших в моём бумажнике. Слава Богу, мы наладили предпродажу билетов — и люди начали их покупать. Деньги, полученные таким образом, дали нам возможность провести первый день фестиваля, оплатить работу технического персонала и т.д.

Ты сказала, что фестиваль был самым тяжёлым. Насколько я знаю, организация предыдущих «Котофестов» также не далась тебе легко...

В этот раз мероприятие охватывало две локации. Вторая локация — Морская галерея Морвокзала, организованная при поддержке Международной выставки Кошек. Здесь же работал и детский сектор «Котофеста» под руководством Кати Чалой, стены были украшены фотоснимками и картинами, подготовленными мастерами из Одессы, Херсона и Киева.

Как отметил организатор выставки кошек Леонид Митько, сочетание живых и нарисованных котов стало для него интересным экспериментом. А кураторы художественного сектора Же Селезнёва и Денис Майданюк полушутя-полусерьёзно отметили, что каждый посетитель фестиваля смог найти своего кота — то ли живого, то ли нарисованного, то ли стеклянного. А то и вовсе раскрыл свою внутреннюю «котосущность»!  (смеётся)

Удалось ли вам выйти «в ноль»?

Фестиваль получился прибыльным! Правда, заработали мы «аж» 734 гривны. Прибыль, конечно, весьма символичная — особенно учитывая то, что в оргкомитете мероприятия было восемь человек. С другой стороны, организаторы многих параллельных фестивалей и вовсе «попали» на деньги. Но мы не могли себе этого позволить: на самом деле, я до сих пор выплачиваю банку кредит за проведение «Котофеста» двухлетней давности.

Да уж... Вам срочно нужна какая-то поддержка.

Мы часто говорим об этом. Но внутренне я ощущаю, что никакой поддержки в финансовом плане не будет. Именно поэтому всегда возникают сомнения насчёт того, стоит ли продолжать заниматься фестивалем и нужен ли он в принципе. Работать приходится по схеме: «Помоги себе сам». Это сложно, поскольку мы не люди бизнеса. Однако, приходится перестраиваться: если и дальше делать «Котофесты», другого выхода у нас просто нет. Мы пытаемся посещать различные бизнес-форумы, развиваться в этом направлении. Но лично меня не покидает ощущение, что невзирая на красивые слова, на данных форумах звучащие, есть в этом всём что-то не то...

Деньги нужно зарабатывать самим. Как правило, все мои знакомые, проводившие какие-либо мероприятия, брали деньги под их организацию из какого-то другого бизнеса и вкладывали в творческий «прожект». В нашем случае многое решалось за счёт личных договорённостей, энтузиазма членов оргкомитета, какого-то бартера. На самом деле, если бы мы за всё платили, бюджет фестиваля по моим подсчётам составил бы порядка 100 тыс. грн. В общем, единоразово «вырулить» крупное мероприятие за счёт человеческого ресурса можно, но ставить на регулярную основу — вряд ли. Кроме того, большинство членов оргкомитета занимается проведением самостоятельных, не зависимых от «Котофеста», мероприятий.

Пробовали ли вы заниматься поиском меценатов или спонсоров?

Ой, не знаю... Я не верю в меценатов. Я, скорее, поверю в единорогов (смеётся)!

Спонсоры — это несколько иное. Тут идёт обмен взаимополезными услугами. Кстати, опыт сотрудничества со спонсорами  у нас есть. Их появление было связано с тем, что я, помимо организации фестиваля, работала в аптечной сети. Благодаря этому мне удавалось привлекать организации, которые частично нас спонсировали — взамен мы предоставляли пространство нашего фестиваля для проведения рекламных акций. Скорее всего, эти партнёры мне и сейчас бы не отказали, не будь ситуация в экономике нашей страны столь плачевной.

Ваше мероприятие обычно привлекает к участию артистов андеграунда, а не каких-то популярных исполнителей. Однако, в этом году у вас получилось собрать на сцене едв

а ли не элиту независимой музыки.

Да-да. Сейчас таких исполнителей принято называть «инди-проектами». Уже не андеграунд, но ещё не «попса» (смеётся)!

В число участников «Котофеста» попали и наши старые друзья, и те, с кем мы работали впервые. Я с удовольствием перечислю их всех. Это альтернативщики Cheshires, одесские романтики Капитонов&Со, представители «темной» рок-сцены Naama, idm/down tempo проект Сергея Лунёва Drawing the Endless Shore, трип-хоп-трио Sorry/Forget, проект звонарной музыки «Миразвон», аутентичный «Международный бродячий оркестр», искренние и эмоциональные Repin, человек-улыбка Женя Бережной из Харькова, «Пернатый Змей», «Koлiр», дуэт Андрея Басова («Легендарные Пластилиновые Ноги») и Анастасии Кузьминой, «МОРJ», представитель визуального искусства vj Antena и даже два современных театра — Tour de Force и La Briar.

Лично меня очень впечатлила группа «МОРJ». Стыдно признаться, но эту команду я впервые услышала именно на нынешнем «Котофесте». Когда они выслали мне предложение об участии в фестивале, я сразу же вспомнила, что видела их название на афишах. Список их регалий, присланный мне ВКонтакте, я даже не дочитала: один только его внушительный объём говорил о том, что группа серьёзная.

Коллектив очень профессионально вёл себя на фестивальной площадке. Музыканты явились за два часа до начала выступления, очень скромно вели себя в гримёрке, познакомились со всеми коллегами, оставили мне контактный телефон для оперативной связи... Не успев ознакомиться, как следует, с их творчеством, я, глядя на профессионализм в поведении, объявила ребят хедлайнерами фестивального дня, ха-ха!

И в этом я не ошиблась. Музыка группы тоже оказалась на высоте. Такой «гремучей» смеси реггей, фанка, джаза и рока я ещё не слышала. Я поняла, что «МОРJ» запросто можно отдавать в ротацию любого центрального радио- или телеканала.

Выяснив впоследствии, что некоторые из посетителей фестивали выросли на музыке группы «МОРJ», я после фестиваля села за домашний компьютер, чтобы восполнить пробелы в знаниях. И обнаружила, что, начни я слушать команду «МОРJ» раньше, я вряд ли получила бы такие яркие впечатления от её творчества. Я очень рада, что впервые познакомилась с группой, услышав её именно в нынешнем состоянии. Раньше команда звучала по-другому — мне оказалось ближе то, что творится сейчас.

Вторым открытием фестиваля для меня стало понимание того, как может человек с гитарой заменить собой целый оркестр. Речь идёт о группе «Пернатый Змей», представленной на сцене «Котофеста» её лидером Максимом Ячменем. До тех пор я слышала их записи, знала, что команда исполняет хорошие песни. Когда мне сказали, что всего состава на сцене не будет, я сказала: окей, материал-то всё равно остаётся хорошим.

Оказалось, что сам Максим настолько заполняет собой сценическое пространство, что отсутствие сопровождающего состава не ощущается в принципе. Обычно во время фестивалей я всегда суечусь и недостаточно времени уделяю прослушиванию исполнителей, выступающих на сцене. Но я не смогла не остановиться для того, чтобы послушать сет Ячменя... Да и вообще в этот раз я позволяла себе то, чего не позволяла раньше: я слушала проекты (смеётся)!

Очень понравилось выступление Андрея Басова и Анастасии Кузьминой. Это не было похоже ни на выступление группы Андрея «Легендарные Пластилиновые Ноги», ни на сольное выступление Басова. Я часто бываю на концертах Андрея, но выступление в паре с Настей всё равно прозвучало очень свежо.

К слову, один из принципов современного «Котофеста» — другое и новое. Оргкомитет фестиваля принял решение о том, что на нашей сцене обязательно должны исполняться премьеры. Это может быть как новый материал, так и старые песни в новых аранжировках, с новой подачей.

Текст интервью: Антон Бессонов («Тим Талер»)

© Рок.Київ

 
РЕКОМЕНДАЦІЇ
No comment
НОВИНИ
No comment
24.03.2022

No comment

Фронтмени гуртів The Gitas та O.Torvald – презентували спільну пісню
НОВИНИ
Фронтмени гуртів The Gitas та O.Torvald – презентували спільну пісню
02.05.2022

«Досить» – це гімн воїнам, які зараз захищають українську землю та незалежність від воєнної агресії Росії