В последнее десятилетие под влиянием информационных технологий наш мир стал гораздо компактней, что не могло не привести к обострению конкуренции в разных сферах жизнедеятельности.
Рыночные отношения не обошли стороной и сцену. Законы конкуренции предъявляют исполнителям все более высокие требования, вынуждая их не топтаться на месте, а повышать свой профессионализм и качество производимого продукта.
Приходится постоянно совершенствоваться и усердно работать, чтобы всегда иметь свежее и оригинальное звучание.
Недавно в одном из столичных клубов состоялся концерт учеников вокальной студии «Драйв». Репертуар концерта был довольно разноплановым, в частности, звучали композиции стиля Рок. О специфике, перспективах и проблемах этого направления вокала нам удалось пообщаться с основателем студии, преподавателем рок-вокала и действующим исполнителем Ириной Третьяковой.
Хотелось подробней узнать о том, что же такое непосредственно рок-вокал, каких наиболее ярких представителей на зарубежных и отечественных сценах вы бы назвали?
Ирина Третьякова.: Начнем с того, что же такое рок-вокал. Многие ученики, которые приходят учиться «с нуля», не понимают разницу между видами вокала. В основном люди думают, что рок-вокал – это гроул (от англ. growling — «рычание» прим. ред.) и скрим (от англ. screaming — «крик» прим. ред.). Существует много подвидов, например, расщепление, о котором люди наслышаны, но не знают, что это такое. Есть также такой термин, как «драйв» и разные хрипящие звуки, которые смешиваются с чистым вокалом – вот, что называется рок-вокалом. В принципе, это агрессивная подача голосом, подчеркивающая музыку, ее стилистику. Хотя рок-вокалом можно назвать также очень нежное сопрановое звучание со вставками того же расщепления или драйва.
Среди наиболее ярких представителей на зарубежной сцене — вокалист Chester Charles Bennington (Linkin Park), который отличается именно вышеуказанной агрессивной подачей и высоким профессионализмом; вокалист Corey Taylor (Slipknot, Stone Sour) — один из немногих, также обучавшихся профессионально вокалу, который владеет им практически идеально. ТакжеFreddy Mercury (Queen), Klaus Meine (Scorpions), Adam Gontier (Three Days Grace). Они являются хорошими примерами для подражания при пении в стиле «рок».
Я сейчас называю людей, которые умеют петь и этому обучались, потому что таковых, как на нашей сцене, так и на зарубежной, очень мало - практически единицы.
Из представителей отечественной сцены могу назвать троих - ТОЛ, Анна, «Тонкая красная нить».
А как вы в целом оцениваете качество исполнения на отечественной сцене?
И.Т.: Высейчас, конечно, очень удивитесь, но я считаю, что у нас достаточное количество музыкантов, которые действительно на хорошем уровне исполняют рок. К сожалению, их никто не знает. Они сидят по своим студиям, домам и играют, поют неплохую музыку. Конечно, их не так много, как в Америке или Европе, но все потому, что у нас данный стиль совсем непопулярен. Отечественные исполнители малоизвестны, поэтому все думают, что достойных нет.
Ни одно серьезное музыкальное мероприятие не проходит без звукорежиссера. Какова взаимосвязь между ним и вокалистом?
И.Т.: Очень непосредственная и прямая. Конечно, в основном проблемы со звуком возникают не из-за вокалиста и «звукача», а из-за аппаратуры и ее, если можно так сказать, «пластмассовости» и «дешевости». У нас в Украине практически отсутствует аппаратура нормального качества, и она редко может выдавать звук, который люди привыкли слышать в наушниках и колонках, прослушивая зарубежных исполнителей. Очень часто бывает, что, попадая на концерт, слышишь, как вокалист начинает безбожно «лажать». Это происходит по двум причинам: или он не может попадать в ноты, у него нет слуха и он просто не профессионал своего дела, или, в большинстве случаев, это все-таки ошибка звукорежиссеров, профессионалов среди которых в нашей стране не так уж и много. Часто вокалист не попадает, потому что он не слышит ни себя, ни музыку. Я считаю, что в Украине проблема качества звука серьезнее, нежели подготовки музыкантов.
С какими проблемами приходится сталкиваться рок-вокалистам?
И.Т.: Ко мне очень часто обращаются с проблемами: «у меня вчера был двухчасовой концерт, я не могу разговаривать» или: «я две недели не ходил на работу, потому что я восстанавливал свой голос».
На самом деле, обязательно нужно начинать обучение с азов и заниматься вокалом вплотную, так как рок-вокал – это ответвление от основного вокала, основной постановки голоса. Если не будет базовой постановки - не будет и рок-вокала. Дело в том, что люди не информированы и не понимают, что рок-вокал «ставится» на основной.
Не приводят ли такие проблемы к ухудшению здоровья? Каковы профессиональные болезни вокалистов?
И.Т.: Многие, даже правильно поющие исполнители, которые усиленно обучаются вокалу, страдают хроническим ларингитом, тонзиллитом, когда в горле сильно болит и дерет. Еще один бич вокалистов – сухость. Вокалистам нужно следить за слизистой горла, гортани, так как их состояние непосредственно влияет на качество звука. Кроме того, когда певцы кричат на сценах, неправильно подавая воздух, со временем на связках могут появиться так называемые «узелки»…
Ваше отношение к распространенному мнению, что петь может каждый и без особой подготовки?
И.Т.: Нет, нет, нет и еще раз нет! Если вы будете дома периодически петь под гитару или караоке, голос немного страдает, но все-таки он быстро восстанавливается. А перед серьезным выступлением вам обязательно нужно правильно подготовить организм к вокальному процессу. Многие молодые люди не осознают важности этого, что в дальнейшем приводит к уже упоминаемым нами болезням вокалистов. Нужно понимать, что профессиональный вокал – прежде всего физиология, и только потом - душа, а не наоборот. По сути, чем серьезней будет отношение исполнителя к собственной музыке, тем серьезней будет отношение к ней остальных людей.
Каковы основные разновидности экстремального вокала?
И.Т.: Есть два основных вида: гроул и скрим. Эти виды вокала физиологически отличаются друг от друга, если при гроуле задействуются так называемые ложные связки - находятся выше наших реальных связок - то скрим производится более сжатой гортанью и звучит он высоко, как крик, хотя физиологически таким не является. Многие ошибочно делают это при помощи связок, что весьма чревато… Еще есть куча других разных видов и подвидов экстремального вокала.Из них расщепление – самое используемое. Оно делается совсем не так как скриминг или гроулинг, здесь задействованы другие принципы, хотя суть одинакова – добавить хрип в основной вокал.
Еще один, интересующий многих вопрос: важен ли возраст для вокалиста?
И.Т.: На самом деле, все очень индивидуально. Мутация голоса у всех происходит в разное время, длится по-разному: у кого-то в 14 лет голос окрепший, грубый, а у другого он «ломается» и до 18 лет. В принципе, до 16 лет формируется голос речевой, певческий – до 25-26. Но хотелось бы заметить, что занятия рок-вокалом до полного становления голоса чревато негативными последствиями на всю жизнь. Что касается эмоционально – интеллектуального направления, то могу сказать из своего опыта, что до 25 и после 25 есть большая разница между вокалистами, исполняющими музыку в стиле рок. Если до 25 лет протест, являющийся одним из признаков рок-музыки, эмоционален и зачастую абстрактен, то после достижения этого возраста у вокалиста уже сформирована осознанная жизненная позиция, он четко понимает, против кого или чего протестует.
Что собой представляет рынок труда для вокалиста?
И.Т.: В принципе, ситуация в нашей стране немного печальна. Что касается вокалистов, то ни для кого не секрет, что основной заработок они получают на корпоративных мероприятиях, либо же в ресторанах. За концерты артистам, в основном, платят мало. Но сейчас многие продюсеры взялись за воспитание молодых музыкантов, и всячески стараются им помогать. Я думаю, что ситуация должна улучшиться, и мы будем в ближайшие годы это наблюдать.
А как дело обстоит с вокальным образованием? Насколько оно необходимо для исполнителя?
И.Т.: Я уже говорила, что нужно обязательно обучаться этому искусству. Это как в спорте - некоторые самородки могутдостичь результатов и без тренера, но в целом помощь необходима. На сегодняшний день у нас очень мало педагогов, которые могут подготовить эстрадных вокалистов на хорошем уровне, а рок-вокалистов — так тем более. Эта сфера в Украине только начинает развиваться. Во всяком случае, можно читать побольше статей, особенно зарубежных, заходить на сайты разных вокальных школ.
Выходит, человек может научиться рок-вокалу с помощью видео-уроков?
И.Т.: Да, может, конечно, но только если будет контроль со стороны педагога. Допустим, если этот педагог выпускает диск по обучению вокалу, то он, естественно, должен как-то контролировать этот процесс, если он этого не делает, то надеяться на такой материал нельзя. Потому что даже подготовительные упражнения для каждого нужны разные.
Ирина, с чего вы бы посоветовали начинать будущей рок-звезде?
И.Т.: Я считаю, что исполнителю нужно понимать, какие цели он преследует прежде всего - достичь славы, или же стать профессионалом в своем деле. Если в первом случае это - шоу-бизнес, то во втором - искусство. Эти два понятия редко перекликаются, особенно у нас в стране. Если вы хотите стать популярным, вы можете орать, кричать, вредить своему здоровью и стать звездой, но, сколько это будет продолжаться, и к чему мы в итоге придем? Если вы действительно хотите стать профессионалом своего дела, то вам следует начать изучать музыкальное искусство, не только вокал, но и сольфеджио и все, что касается развития человека как музыканта и личности в целом.
Как видим, тем, кто стремится найти свое место в плей-листе меломана, приходится вооружаться заветом ранее весьма популярного, а ныне полузабытого общественного и политического деятеля — учиться, учиться и еще раз учиться.
Андрей Нечуй для rock.kiev.ua
Сергій Міхалок та гурт Ляпіс Трубецькой презентували новий сингл та відеокліп на пісню Воїни світла українською мовою. Переклад пісні зробив український поет, активіст та волонтер Сергій Жадан