Фестиваль Соседний мир проводится не впервые, но удалось посетить его только в этом году. От поселка Щелкино (Азовское море) – маршруткой до Мысового. Вижу забор базы отдыха «Казантип». У ворот – охранник, сразу проверивший наличие стеклянной тары в рюкзаках, и большая табличка об ограниченном режиме входа на территорию базы в период фестивальных дней. В тени дерева – три девушки: работа с прессой, продажа билетов и заполнение анкет. С анкетами сталкивалась впервые: нужно было указать родной город, источник информации о фестивале и подписаться под сводом правил поведения (все же, море рядом – фактор риска). После захотелось узнать статистику от организаторов – кто откуда приехал. Надеюсь, на сайте появится такая информация.
Получаем бейджики, идем по тропе в сторону сцены. На развилке – указатели «Мир визуала» и «Мир звука». Вдоль дорожки – равносторонние треугольники домиков базы отдыха. Классика советского типа. То тут то там – палатки, поставить таковую на территории можно было всего за 20 грн.
Выбираем направление «Мир звука» - и вот уже видно сердце фестиваля. Небольшая сцена, прямо на пляже. Это просто удивительно – и это тут же отбило желание искать какие-либо минусы мероприятия. Когда сидишь на песке (а точнее, на перетертой белой ракушке), на берегу моря, и слушаешь музыку – ничто не может мешать и портить настроение. Поэтому – искренне сожалею в адрес тех, кто в Щелкино этим летом не доехал.
На сцене – саундчек Грузовиков. Им вместе с Тайной третьей планеты, Четвертой частотой, Александром Лаэртским, П.Т.В.П. и Ильей Чертом выступать в этот вечер. Неподалеку – такие обязательные атрибуты, как туалеты и место с едой и пивом. Тот факт, что туалетов только два, а место, где можно покушать – так и вообще одно, сразу определил фестиваль как немассовый. И действительно, даже в самый разгар вечера под сценой наблюдалось от силы человек 350-400. Из короткой беседы с организаторами стало ясно, что они старались избежать ошибки большинства устроителей мероприятий такого плана и «отвязать» бюджет фестиваля от количества проданных билетов. Не знаю, как им это удалось (при отсутствии спонсоров), но фестиваль при небольшом количестве публики все же состоялся, ничего не сократили и не урезали, все обещанное выполнили. Где-то просматривались даже плюсы немноголюдности – все получилось по-домашнему, как «для своих».
Что касается музыки, то звучало все: от регги до панка. Не знаю, всегда ли это залог успеха: подбирать состав выступающих по принципу «на любой вкус». Но, повторюсь, в данном случае, на берегу моря и в разгар лета, «на ура» слушалось практически все. Сами артисты чувствовали себя легко и свободно – кто на пляже, кто в баре, преимущественно в плавках, загорая и попивая горячительное и охлаждающее. Атмосфера располагала. Кстати, отдельное спасибо кафешке за пиво в шаттлах – высоких колбах с краником, содержащих внутри емкость со льдом. Это – просто подарок в жаркий день.
Музыкальный марафон стартовал под вечер, до этого основные события проходили в «Мире визуала». Побродив по территории, можно было найти выставку фото- и художественных работ, посетить мастер-классы, послушать стихи, заскочить на пресс-конференцию организаторов и артистов (выдержки приведу ниже). Все время ловила себя на мысли, что эта часть замысла («немузыкальная») раскрыта не полностью. Тех же фотографий можно было повесить не десять, а сто, тех же граффитчиков привести не двоих, а поболее – и так далее. Полагаю, творческих людей, готовых принимать участие в инициативах такого типа – пруд пруди, и среди них достаточно много нерядовых, талантливых. Просто немного больше усилий, посильнее с рекламой, и можно сделать действительно неординарное творческое событие. Пока же часто цепляло ощущение «пробы пера» - пусть и уверенной, пусть и удавшейся, но все же пробы.
Вечереет, перебираемся к сцене. Открывает - Тайна третьей планеты (она же Т.Т.П). Не могу сказать, что впечатлило. С одной стороны, каждая песня напоминала что-то уже слышанное (может, это субъективно), с другой – не многим удается сделать интересную музыку, не имея гитариста в составе (акустика, как ни крути, не может заполнить все пространство). В общем, векторов для развития и совершенствования у группы достаточно, будем верить, что ими не пренебрегут.
Четвертая частота – веселее и насыщеннее по музыке, проблематичнее с вокалом. Может, проблема с мониторами, может что другое, но вокалист испытывал трудности. Хоть ситуацию и вытягивали общий задор и энергичная подача.
Последние Танки в Париже (П.Т.В.П.) – радикальное панк-крыло фестиваля, отдушина для любителей слема и движняка под сценой. Необычный гитарист – левша, но струны натянуты как для правши. «А что, я в детстве перевернул гриф – и учился играть. Мне никто не сказал, что струны перетянуть надо». Потрясающий выход – вспышки света, мечущийся вокалист с криками «Терпение!!!» в микрофон. И, понеслась - больше часа наркотически-экстатичного исполнения (сет-лист – ниже). Приятное: «Спасибо, Украина, за теплый прием! Спасибо, Крым! Мы очень удивлены и обрадованы!». Обрадовало жесткое отношение к охране, мешающей людям прыгать со сцены. Хотят прыгать – пусть прыгают. Пожалуй, по сумме флюидов, исходящих со сцены, сравнимо с недавним «Gogol Bordello» (при диаметрально противоположных жанрах). После выступления удалось задать Леше Никоновну (он же – идеолог группы и бессменный вокалист) пару блиц-вопросов - и я удивилась предельной трезвости ума этого человека. Это поразительно – такое делать на сцене, и в то же время пребывать в такой адекватности.
- О вас нет никакой информации в Интернете. На официальном сайте последние обновления – в 2004-ом. Это политика партии?
Л.Н.: Почему же, у нас по сети порядка пятнадцати сайтов. Только вот мы не имеем к ним никакого отношения. Мы же – нелегальная группа!
- Это правда, что альбом «Зеркало» записан за одну ночь?
Л.Н.: Конечно же! Мы все альбомы пишем за одну ночь!
- И следующий за одну будет?
Л.Н.: И следующий, обязательно!
- В Киеве не доводилось бывать?
Л.Н.: Пока нет, но имеем огромное желание!
Прощаюсь, убегаю слушать дальше.
С такими персонажами, как Александр Лаэртский и его «банда», знакомилась впервые. Представьте эклектичную картинку: забавный дядечка-вокалист, лет за сорок, с залысинками (такого можно представить в очереди за хлебом), плюс девушка-модница в шляпке и дедушка с бородой и длиннющими дредами по пояс за компьютерами, плюс рыжеволосая бек-вокалистка и развеселый барабанщик. И все это рождает классическое регги с потешными текстами про каких-то барышень, матюкливых бабушек и сломанные каблуки. Отдельное впечатление – подборка фотографий, демонстрируемых на проекторе у сцены. На них люди: то лопоухие, то кривозубые, то смешные, то серьезные – и все такие разные – и все такие забавные. Как в домашних альбомах у соседки. В общем, разрядка по всем фронтам. Скачайте пару треков - и слушайте, когда грустно. Излечит – гарантирую.
...и друг мой Грузовик – тот случай, когда при минимуме инструментов слушать очень интересно, и никак нельзя упрекнуть в «звуковых пустотах». Звучание – как на альбоме, вечный «бип-бип» между песнями, мантрово-затягивающая подача. Так бы сидел и слушал, периодически отвлекаясь от смысла и содержания – просто отдыхая. «Ищу друга», «Поджигайте радиостанции», «Учительница французского» - идеальный вариант в сочетании с «лето-солнце-море».
Выступление Ильи Черта (лидера питерской группы Пилот) – замечательный финал такого длинного дня. Без децибел, под акустику – а все равно неимоверно драйвово, а все равно «качало». Много песен из сольных альбомов - много неизвестного, не запетого, и потому казалось, что это не на фестивале, а на уютной кухне, и только для тебя. Конечно же, была и караоке-«Сибирь», конечно же был «Шнурок». Но в целом – камерно, как-то «специально» и очень душевно.
Ниже – отрывки из пресс-конференции для всех, кто не полностью ощутил «Соседний мир», кто хочет «еще». Искренне надеюсь, что все выше и нижесказанное разбудит в вас желание все же заскочить на мыс Казантип в следующем году!
Вопрос-ответ
Хоть «прессуху» посетили и не все артисты, свободного места за столиками с микрофонами не было. Отдельно выделялся вокалист группы Элизиум, разместившийся рядом с Ильей Чертом. Видимо, сыграла роль предыстория - накануне в ходе дискуссии он долго пытался склонить Илью к атеистическому мировоззрению, в итоге же, потерпев фиаско, разозлился, обиделся и убежал, но попытки явно решил не бросать. Кроме того, каждый вопрос-ответ неизменно сопровождался ремарками сего господина (да простят меня читатели, опущу их), саму же конференцию он гордо окончил раздачей собственный альбомов. В общем, пиарился человек активно. Но это так, для лучшего представления общей картины. Ближе к делу. Все приводить не буду, эпизодично – темп был вялый, вопросы преимущественно «без интриги».
Вопрос к группе «Удаленные файлы»: Что случилось с группой «Небо здесь»?
- С «Небо здесь» все в порядке – они играют, работают! Группа «Удаленные файлы» этому нисколько не мешает. Это - параллельные проекты.
Вопросы к Антону «Грузовику»: Как будет развиваться ваше сотрудничество с командой «Сахара Сахара»?
- Жаль, что нет никого из ребят собственно из группы. Я имею к коллективу очень касательное отношение. Просто мы немножко им помогаем, делим одну репетиционную базу. Группа молодая, это было их первое серьезное выступление. До этого они несколько раз нас разогревали: в Москве, в Питере. Как вы видите, они отличаются немного от всех остальных тем, что играют не хард кор, а такую вот поп-музыку с человеческим лицом.
Расскажите про съемки Вашего последнего клипа.
- История такова, что у нас есть песня про радиостанции, где мы очень иронично поем, что радиостанции можно, в принципе, поджечь. Песня ироничная, провокативная. Забавно то, что киевский режиссер Виктор Придувалов предложил нам снять на нее видео непосредственно на радиостанции, где мы играем концерт. Мы отсняли свою часть концерта, а пиротехнически-пожарную часть уже снимали без нас.
Радиостанцию сожгли?
- Мы зачастую не против. Та музыка, которую обычно крутят на радиостанциях, абсолютно не стоит вложенных в нее денег.
Какую музыку слушаете вы?
- Очень разную, но ее не крутят по радио, поэтому приходится пользоваться плеером и стерео-системой.
Сразу – маленький блиц с Ильей Чертом (группа Пилот):
Расскажи о новом альбоме группы.
- Этот альбом можно считать логичным продолжением предыдущего. Так же выстроены песни и стихи между ними. Альбом получился тяжелым, хотя стиль до конца мы и сами определить не можем. Мы взяли очень тяжелый метал за основу – и соединили его с электроникой. Инструменты все живые записали. Всё качает, но при этом электронная статика есть.
А как ребята из группы относятся к записи в таком ключе?
- Парни готовы экспериментировать – и это меня весьма устраивает и радует в группе. Им нравится. Они, конечно, периодически ноют, говорят, так денег не заработаешь, давай «кухонные» песни играть. Я отвечаю, что этот альбом так запишем – а дальше может, и «кухонные».
А сольный альбом планируешь?
- Да, я уже отдал материал. Парни со «Студии 1» помогают реализовать. Я все песни под гитару записал – и отдал им. Все дальнейшие работы по альбому предоставил в руки студийных ребят.
А он дальше будет аранжировки делать?
- Там работает два человека – Павел Ключарев и Олег Пожидаев. Они специалисты. Олег играет на барабанах, а Паша – и на басу, и на гитаре, и на клавишных.
То есть, ты полностью доверяешь?
- Я хочу попробовать. Они очень хорошо работают, действительно талантливо.
В сольнике – совершенно другие песни, чем на альбоме Пилота?
- Вообще нет пересечений, совсем другие. К тому же, пока этот сольный альбом в работе, альбом Пилота же почти закончен. Мастеринг остался только. Его будет делать человек, который с Rasmus, Him и Nightwish работал. Ждем уже с нетерпением, конечно! Презентацию в сентябре планируем, в СКК.
В Киеве что-то планируешь?
- Очень, очень хочется. Хорошо бы поучаствовать в каком-то фестивале – я знаю, их достаточно много проводится. На Чайку попробуем. Тогда дело с дальнейшими гастролями по Украине лучше пойдет.
Отвлеченный вопрос – ты никогда сережку в ухе не меняешь: она любимая?
- Любимая – нет (улыбается). Просто одел когда-то и незачем переодевать. Люди в Гоа такое носят.
Что ж – удачно вечером выступить, задерживать не будем больше! Спасибо тебе большое!
На закуску – вопрос, очень мне понравившийся. Явно, автору родственна поднятая проблематика. Прямая речь без изменений. Ответы писать не буду, вопрос - круче.
- Участие в таких вот масштабных фестивалях, как Соседний мир, и даже больше, зачастую сопряжено, то что агрессивная музыка, исполняемая вживую, может спровоцировать посетителей на неадекватное поведение и вызвать самые разные последствия – довольно тяжелые. Известно довольно много таких случаев, имевших, в том числе, и международную огласку, вроде инцидентов на американских фестивалях Вудсток уже в 90-х годах, когда музыканты, исполняющие песни, между своими песнями призывали публику к насилию, а она, соответственно, моментально все эти призывы начинала воплощать в жизнь. Вот, соответственно, вопрос к тем музыкантам, чью музыку можно классифицировать, как агрессивную. Все-таки, фестивали – это имеет больший смысл, поскольку многие пришли послушать, может быть, более такие поп-группы, более мелодичные, и, соответственно, к тому, что происходит вокруг них, к какому-то слему или насилию, они не готовы, и, соответственно, эти люди не хотят в этом участвовать. Но, бывает, что, собственно, те, кто – слушатели предыдущей группы, они даже не могут отойти от сцены, поскольку начинается заваруха. Соответственно, вопрос к музыкантам: как вы, в случае с фестивалями, пытаетесь, может быть, в каких-то моментах, либо сбавить темп, либо контролировать поведение публики, чтобы это не заканчивалось печально?
*занавес*
* Авторы выражают благодарность журналу «ШО» за помощь в получении аккредитации, а также говорят отдельное спасибо Сереже из «ПружиныНет» за позитивный интерактив.
26, 27, 28 июля произойдет невероятное: двери в «Соседний МИР» распахнутся, и весь цвет актуальной культуры предстанет перед вами во всем великолепии. Море музыки и фантастические арт-объекты, концептуальные фотовыставки и ночные кинопоказы, жаркие литературные чтения и театральные перфомансы, уникальная ярмарка хэндмейда и акустические ночи, экстремальный спорт, мастер-классы и огненное шоу
5, 6 и 7 августа 2011 года в Крыму, на побережье Азовского моря, отгремел четвертый международный Фестиваль музыки и актуального искусства «Соседний МИР»! В этом году Фестиваль посетили более 10.000 человек из разных стран постсоветского пространства
На фестивале можно будет услышать и увидеть более 15 музыкальных коллективов, порядка 5-7 электронных проектов и диджеев, в сопровождении виджеев, более 50 единиц авторских фильмов, мультфильмов, работ клип-арта, около 100 работ художников и фотографов. Также на территории проведения фестиваля гости смогут посетить коктейль-бар прямо на пляже.
Автор і натхненник поп-групи Ampula Seven, блек-метал команди Haissem і формації Sunset Forsaken, про те, що внутрішня потреба у творчості важливіше зовнішніх стимулів