Полтавская осень была предельно щедра на различного масштаба концерты и фестивали - мультикультурный Маzепа-fest, стадионное выступление «Океана Эльзы» и «ДМЦ», региональный ГБОБ, альтернативный акустический ПФААМ, организованные «Великою Кишэнэю» приезды команд «Друга Ріка», «ТНМК» , «Воплi Вiдоплясова», «НеДіля» и это всё не считая квартирников Арт-клуба и неофициальных сборищ опосля с гитарами, песнями и прочими сопутствующими безобразиями…
Но почему-то кажется, что то, что случилось 18 ноября в зале «Спілки письменників Полтавщини» затмило все произошедшее до того… На самом деле я до сих пор не могу поверить, что в тот вечер произошло одно из самых впечатляющих музыкальных событий нашего города - и я там была. Ну, ладно я, которая услышала Умку не так давно, как надо бы, но ведь были же люди, не первый год слушающие ее песни - и ни разу не бывавшие на концерте, а тут «бац!» - и рок-н-ролл во всей красе с подачей практически на дом. Вау!
Вся эта история началась еще летом, когда Дима Шапочка увидел нас на фестивале Ev «Автограф», и разглядев в нас с Ромой чего-то там «такого» (вроде бы солнечного), пообещал привезти или, по крайней мере, пригласить в Полтаву Умку. Чему мы, ясен пень, обрадовались неимоверно, но нас терзали смутные сомнения на счет собрания толпы в таком количестве, чтобы Умка приехала не последний раз (посмотрит, что тут есть для кого петь и захочет еще приехать). И с того самого времени аж до того ноябрьского дня все это казалось большущей авантюрой, потому как делалось все очень стихийно...
Афиши, которые мы с Краплей домалевывали в Фотошопе, рекламки, нарисованные в простом Paint'e, которые оставляли даже на почте - все это печаталось на обычном принтере (не скажу где); аппаратура, которую вроде бы, как бы кто-то там даст и привезет, та же аренда зала «СПП» (тут и во многих других моментах надо поблагодарить Пашу Москалюка - человека, тоже доложившегося к тому, чтоб «сказку сделать былью»)- это все каким-то образом сработало... Огромнейшее спасибо и всем остальным - это и группа «Контрабас», и Игорь Вишняков, и Фокс… - люди, которые также сделали возможным выступление... А удивленная Аня Герасимова с недоумением спрашивала после концерта у Димки, каким образом ему удалось собрать СТОЛЬКО людей?
И вот ближе к пяти вечера народ потихоньку сползается, вижу много знакомых лиц, и, что не менее приятно, много незнакомых... Ух ты, это у нас в Полтаве, что ли, столько знают Умку и «Броневик»? Поражена, а в глубине души офигенно счастлива, что так много людей сегодня получат порцию качественной ЖИВОЙ музыки, с порядочной долей драйва и энергетики... Места в зале становится все меньше - и вот уже занято пространство в проходе между креслами и перед сценой (Умка приглашала сзадистоящих даже усесться на сцену - если те считают себя настолько тихими). Вместительность данного помещения было явно превышена.
Наконец, Аня Герасимова и Боря Канунников с гитарами на сцене, на задней стенке которой нарисован вид на старую Полтаву, виднеется Крестовоздвиженский монастырь... На его фоне звучит акустический рок-н-ролл (песню «Без ноги» Умка пообещала спеть в электричестве в следующий раз), Боря выдает божественные соло, а Умкин «дом, сад, рай, брат, храм, гром, драм и Ом» (то есть голос) создает какую-то иллюзию нездешности. Слышишь - и начинает казаться, что ты не в году 2006-ом, а где-то в прошлом (да, именно прошлом) веке (там, куда я всегда хотела попасть), а теперь такую музыку играют все меньше людей - если еще играют - ведь «по стилю и саунду группа (Умка и «Броневик») тяготеет к американскому и британскому гитарному року 60-70-х гг.»...
Музыканты играли без пауз (чтобы побольше спеть песен), поэтому аплодисменты заглушали вступления следующих композиций, иногда переходили в живые полубарабаны, когда зрители хлопали в ритм. «...Так хочется спеть вам все пятьсот песен! Это как на экзамене - хочешь показать за раз, что знаешь всё, тебе говорят: «Всё, иди, пять», а ты: «Нет! Я еще знаю!!!»...» (слова Умки во время концерта).
Иногда я оглядывалась посмотреть на глаза публики, постараться увидеть там эмоции от происходящего в зале (потому как атмосфера была максимально своя, как будто уже знакомая, как будто все здесь знают Умку сотню лет) и я видела улыбки, от которых пространство наполнялось сплошнющим позитивом…
Звучало много (сколько можно было сыграть за то время, которое было отведено на концерт - всего-то 2 часа) песен разных годов - и самых ранних, из 80-х гг. («Автостопный блюз», «Пропади ты, сука!», «Стеклянная рыбка», «Прощайте!»…), и из совсем нового альбома «Ничего страшного» («Разовая доза», «Ничего страшного», «Убежавший»...).
Кстати об альбомах - сразу после концерта прямо на краю сцены было в прямом смысле насыпано много разных альбомов - диски как надо, фирмА, то бишь «все права якобы защищены», просто они были не в тяжелых пластмассовых коробочках, а в пластиковых пакетах. Их за считанные минуты разгребли, как говорила Умка, «...по сходной цене - 10 гривен (а если у вас нету 10, то всё равно подходите - как-нибудь договоримся)...».
Было еще ведро растаявшего мороженого, привезенное кем-то из автостопщиков (на концерт приехали и киевляне, и харьковчане), которое ели и пили (так как оно уже было доведено практически до такого агрегатного состояния) все, кому не лень...
А еще Аня согласилась ответить на некоторые интересующие нас вопросы. Вот это электронное, по сути, интервью:
- Настроение офигенное - сначала три недели в Севастополе, потом этот невероятно взрывной город Полтава, а позавчера еще и «Гражданская Оборона» в клубе «Апельсин» - один из главных концертов в моей жизни.
- Как тебе полтавская публика? (на самом деле мы до конца не знали, скока народу придет, ОЧЕНЬ боялись не собрать зал, потому что ты ж тогда бы не приехала опять: ну а чего тут делать, если никто не ходит? Мы очень старались (мы - это Панды, бугага, не спрашивай кто это).
- Панда - замечательный зверь, весьма мною уважаемый. Поскольку я сама в некотором роде медведь, мы как бы родственники. Полтавская публика поразительная - горячая, отзывчивая, внимательная и умная. Мы просто по потолку ходили от счастья. Так что у вас все получилось. Жалко, что это было не электричество, но, как я понимаю, для электричества у вас пока мощностей не хватает.
- Уррра!!! Ты приедешь с электричеством!!! (Ну это так, эмоции...)
- Ура, конечно, если вы найдете хороший аппарат и зал. Потому что если аппарат негодный, все пойдет насмарку.
- Практически не ездим - все больше в поездах. У нас практически не бывает чисто увеселительных поездок, мы всегда везде играем, так что постоянно нагружены инструментами и рюкзаками компактов, а стопом лучше ездить налегке. Кроме того, мы теперь должны приезжать к определенному часу, а стоп - дело непредсказуемое. Да и здоровье честно говоря, уже не то, хочется хотя бы ноги вытянуть ночью.
- Вот как раз только что на «Гражданской Обороне». Великолепно. Они настолько огромны, что мелкие детали, типа неразборчивости текстов, не имеют значения. Летов - самый главный человек сейчас на нашей территории.
- Чего интересного за последнее время услышала-увидела, прочитала?
- Честно говоря, мы столько ездим, играем, записываемся и т.д., что не остается времени на получение художественной информации. Я не слежу за достижениями современного искусства.
- Недавно в процессе разговора обнаружили, что ты вроде как последняя, которая пишет и играет такую вот музыку, некоммерческую, живую, для народа... с которым ты была. Это правда?
- Не знаю. А как же Черный Лукич, Чернецкий, да и, собственно, Летов? А как же Боб Дилан, Игги Поп, Кит Ричардс, Нил Янг? Ну и что, что у них есть деньги? Я тоже в Полтаве 200 баксов заработала...Хорошо, посмотрим с другой стороны: «последняя» из кого? Кто и когда этим занимался?
- Вы с группой много были в разных странах, наверняка знакомы с тамтешними «неформалами», всякими разными хиппи, так вот, отличаются ли они от наших?
- Чем-то отличаются, чем-то нет. Да и наши, согласись, все разные. Больше всего похожи на нас те американцы, которые тусовались еще в 60-х. Совсем свои люди. А современные нео-хиппи - они и здесь, и там посторонние. Милые, но посторонние.
- Ты любишь шоколад?
- Да, но не горький. Вообще я больше люблю мед.
- Чего у тебя валяется под кроватью?
- Ха-ха, ничего не валяется, мы спим на матрасе, который лежит прямо на полу.
- У тебя много стишков написано на трассе (по крайней мере, так написано на вашем сайте), там лучше пишется? Где вообще хорошо пишется?
- Лучше всего в дороге. Действительно - на трассе, в поезде, в самолете, на прогулке. Наверное, потому что в это время не нужно ничего делать, это мое свободное время. И голова быстренько использует его по назначению. Еще во сне можно случайно чего-нибудь сочинить.
- Мы ОЧЕНЬ вас ждем еще, нам ОЧЕНЬ понравилось!!!!!!!!!
- И нам!
- И напоследок…
- Привет всем друзьям в Полтаве и отдельное спасибо Диме Шапочке - это он все придумал и осуществил.
Автор: Ялина
Фото: РомкО’Сук
www.music.poltava.ua
Оставатся верным себе до конца. Это не задача – это лёгкость. В той же неуловимой и необходимой лёгкости проявился формат новой пластинки – винил, ну а что же ещё.
Сначала была такая певица Умка. Автор-исполнитель с гитарой и молодым звонким голосом. Потом вокруг нее стали собираться люди, и в результате получилась группа «Умка и Броневичок». Еще попозже коллектив повзрослел, вырос и стал называться «Умка и Броневик». А 23-го мая «Броневик» очередной раз докатился до киевского «44» и отыграл за всю танковую дивизию.
Не прошло и полгода, а точнее - всего 4 месяца и 28 дней, как Умка исполнила данное ею обещание во время первого полтавского концерта (18 ноября прошлого года) приехать с электричеством.
19-20 вересня на українській онлайн-платформі hover.link пройде перший захід — БеZVIZ Pre-party 1.5. Це простір, який максимально відтворює музичний фест у реальності