Международный фестиваль этнической музыки и ленд-арта «Шешоры Подольские-2008» собрал в селе Воробеевке Винницкой области десятки тысяч гостей и продемонстрировал мощность раскрученного культурного бренда
Череда автомобилей, водители и пассажиры которых хотели попасть на вечернее открытие проходившего в низине у села на берегу Южного Буга Международного фестиваля этнической музыки и ленд-арта «Шешоры Подольские», растянулась более чем на километр. Деревенские псы и козы, привыкшие к немногочисленным деревенским «копейкам» и «шестеркам», удивленно рассматривали упирающиеся друг в друга «тойоты», «ниссаны», «бимеры», «мерсы» и внедорожники всех мастей. Автомобильная очередь протянулась через всю деревню и закончилась далеко за ее околицей среди кукурузных полей на асфальтовой трассе, отремонтированной еще к прошлогоднему фестивалю, когда «Шешоры» переехали в Воробеевку из Карпат.
Когда машины окончательно встали, автомобильная пробка превратилась в стоянку, а почитатели этники пошли вдоль Воробеевки пешком. После сельского продуктового магазина, который за три дня фестиваля, наверное, сделал еще одну годовую выручку, начался длинный спуск к реке. Огромный, в двадцать гектаров, зеленый луг в излучине усеянного валунами Южного Буга был сплошь заставлен сотнями туристических палаток и автомобилей, владельцы которых позаботились о месте для постоя заранее. Преддверием ко всему этому шумному великолепию служили многочисленные торговые и общепитовские ряды, ближе к реке располагались площадки для работы народных мастеров, а в середине луга находилась главная сцена, на которой предстояло три дня выступать музыкантам из Украины и многих стран мира.
Фестиваль в режиме нон-стоп
Музыкальная часть программы «Шешор» всегда была ее гвоздем, привлекая слушателей популярными в мире этнической музыки именами. Постоянные гости фестиваля знают, что каждый год их обязательно ждут открытия, знакомства с новыми талантливыми исполнителями. Растет популярность «Шешор» (в этом году заявку на участие подали в пятьдесят раз больше музыкальных коллективов, чем смог принять фестиваль), а значит, у организаторов больше возможностей для выбора.
В 2008-м «Шешоры», как обычно, представили обширную музыкальную программу, в которой чистая аутентика сочеталась с выступлениями мастеров world music, среди которых были такие гранды, как группа Trans-Global Underground, которую считают создателем современной этно-электронной музыки. Иногда такие сценические стыковки выглядели экзотически: испуганными глазами ожидавшие своей очереди в углу сцены немолодые участницы народного подольского хора «Чопова криниця» смотрели на бушующих музыкантов из сенегальского ансамбля Nourou, замутивших над южнобугским лугом гремучую смесь из фанка, хип-хопа, регги и танцевальных номеров. Грузинские мужчины из хора «Анчисхати» продемонстрировали публике отменную выдержку и традиционное многоголосие, дополненное уникальными вокальными техниками, например, криманчули, похожей на альпийский йодль. Украинскую этнику представляли столь известные группы, как «ДахаБраха», «Перкалаба», «Пропала грамота» и другие. Российскую — ансамбль «Дербеневка», участники которого живут и работают в Москве, но в своем музыкальном и танцевальном творчестве воплощают народную культуру Верхней Оки. Еврейскую свадебную и хасидскую музыку представил «Харьков Клезмер Бенд», в составе которого, кроме украинцев, играли эстонец и немец. Всего же в фестивале в этом году участвовали представители более десяти стран.
Помимо музыкальной сцены, на фестивале впервые появилась еще одна, театральная, на которой выступили украинский Центр современного искусства «ДАХ» и чешский театр «Лишень», показавший гротескный кукольный спектакль для взрослых. Спектакли начинались поздно ночью, а утром эстафету подхватывали двадцать пять мастерских народного искусства — от гончарства и изготовления кукол-мотанок до индийских танцев и хасидских напевов без слов.
Реальность, данная в ощущениях
И все-таки даже такого впечатляющего списка мало, чтобы объяснить небывалый наплыв посетителей фестиваля в этом году. Возможно, украинцы, пережив угар первоначального накопления капитала и адаптации к жестокому рынку, начали возвращаться к исконным ценностям. Почему при этом многие соотечественники предпочитают наслаждаться возвращающейся к ним подлинной реальностью не тесным дружным коллективом у речки за окраиной своего города, а на лугу у Южного Буга, который в три фестивальных дня напоминает муравейник? Потому, что на свете существует такая до сих пор не выясненной природы сила, как энергетика, благодаря которой чувства, переживаемые одновременно сотнями и тысячами людей, усиливают твои собственные во много раз. В Западной Европе музыкальные этнофестивали, собирающие многие десятки тысяч слушателей, популярны уже многие годы. Видимо, и мы проходим сейчас через тот этап общественного и культурного развития, который французы, немцы, итальянцы, испанцы, голландцы (народы, как и украинский, с крепкими деревенскими корнями и разнообразием региональных культур внутри страны) прошли раньше.
Выступления музыкантов и артистов показывали, что обращение к этническим мотивам дает возможность создавать искусство одновременно массовое и элитарное. Элитарное в том смысле, что произведения, предназначенные для широкой аудитории, были сделаны тонко, разнообразно по форме, а часто и просто новаторски, соединяя этнику с роком, джазом, авангардом и еще добрым десятком разных музыкальных направлений. С этой точки зрения «Шешоры» можно назвать антиглобалистским музыкальным (а теперь еще и театральным) островом в океане ставшей глобальной попсы. В то же время зарубежные участники фестиваля убедительно продемонстрировали, что антиглобализм и глобализация не находятся в непримиримом противоречии, а являются двумя сторонами одного процесса исторического развития.
Ребята из Nourou вызвали восторг слушателей прежде всего переплавленной в современные ритмы этнической музыкой народов и народностей, к которым принадлежат участники ансамбля. Но кто бы услышал эту музыку, если бы музыканты не встретились в одной из главных европейских культурных столиц — Париже? Чешская группа Maraca считается одной из лучших у себя на родине, имела успех и в Воробеевке. Но предпоследний альбом этой чешской группы был сделан на стихи португальского поэта начала прошлого столетия Фернандо Пессоа (вокалистку Maraca зовут Габриэла Вермелхо), а для записи последнего альбома музыканты пригласили индийского гитариста Хамита Чаттерджи, работавшего со Стингом и Карлосом Сантаной.
Европейский опыт показал, что чистая аутентика — вещь, конечно, нужная, но больше подходящая для музея, чем для современной художественной площадки, будь то музыкальная или театральная сцена, галерея или кинозал.
Содружество брендов
Сейчас музыкальные этнофестивали появляются в Украине, как грибы после дождя. Губернатор Винницкой области Александр Домбровский считает это логичным. По его словам, в Украине уже существует серьезная региональная конкуренция, а серьезный фестиваль — это не только культура, но и экономика. Областные власти рассматривают «Шешоры Подольские» как бренд, который в соединении с брендом Виннитчины должен дать мощный импульс для привлечения внимания к области потенциальных гостей и инвесторов. У Винницкой области есть серьезный туристический и санаторно-курортный потенциал (об этом «Эксперт» подробно писал в статье о прошлогоднем фестивале в №29 от 23 июля 2007 года). Его развитие областные власти связывают, среди прочего, с проведением в жизнь обширной культурной программы, которая не только выполняет культурологические задачи, но и презентует область в стране и за рубежом. Об этом говорит то, что только за два последних месяца на Виннитчине прошли четыре международных культурных фестиваля, в которых принимали участие представители более десяти стран, вплоть до Китая.
Что касается самой Воробеевки, то наивно, конечно, было бы ожидать, что за один год «Шешоры» превратят это село в предмет острых вожделений для инвесторов. Однако благодаряфестивалю о его названии стало известно в Украине и за рубежом, теперь это уже настояший бренд. И, может быть, в одной из застрявших в воробеевско-фестивальной пробке престижных иномарок уже родился какой-нибудь инвестиционный проект…
Спочатку було трохи дико. Що ж це за «Шешори» такі, та не в Шешорах? Подільські, кажете? Ну, що ж, спробуємо і Подільських, як Карпатські си скінчило… Пам'ять переповнена емоціями, картинками, відеофрагментами і ще бозна чим. Таке трапляється від справді насиченого фестивалю. І хоч Південний Буг виявився річкою спокійною, та на його берегах накривало іншими хвилями…
Цього року етнофестиваль «Шешори» змінив прописку. З Косівщини фест переїхав на нове місце — у Вінницьку область на Поділля, в село Воробіївка. Фестиваль зберіг свою назву, додавши тільки означення — «Шешори подільські».
Когда взгляд пытается умчаться за линию горизонта, а преградой на его пути становятся покрытые серым налетом заросли каменных джунглей, когда фантазия уже устала выдумывать пейзажи, а уши и глаза не выдерживают банальностей, которые окружают со всех сторон, с ужасом понимаешь, что еще чуть-чуть – и даже «внеплановые концерты на кухне» не смогут поддерживать тебя. Что-то нужно срочно изменить и, закинув походный рюкзак за спину, отправиться подальше от «серого загона».
Автор и вдохновитель поп-группы Ampula Seven, блэк-метал команды Haissem и формации Sunset Forsaken, о том, что внутренняя потребность в творчестве важнее внешних стимулов