Шешоры Подольские-2008 - Солнце, музыка, вода

22.07.2008 · Новости

Международный фестиваль этнической музыки и ленд-арта «Шешоры Подольские-2008» собрал в селе Воробеевке Винницкой области десятки тысяч гостей и продемонстрировал мощность раскрученного культурного бренда

Череда автомобилей, водители и пассажиры которых хотели попасть на вечернее открытие проходившего в низине у села на берегу Южного Буга Международного фестиваля этнической музыки и ленд-арта «Шешоры Подольские», растянулась более чем на километр. Деревенские псы и козы, привыкшие к немногочисленным деревенским «копейкам» и «шестеркам», удивленно рассматривали упирающиеся друг в друга «тойоты», «ниссаны», «бимеры», «мерсы» и внедорожники всех мастей. Автомобильная очередь протянулась через всю деревню и закончилась далеко за ее околицей среди кукурузных полей на асфальтовой трассе, отремонтированной еще к прошлогоднему фестивалю, когда «Шешоры» переехали в Воробеевку из Карпат.

Когда машины окончательно встали, автомобильная пробка превратилась в стоянку, а почитатели этники пошли вдоль Воробеевки пешком. После сельского продуктового магазина, который за три дня фестиваля, наверное, сделал еще одну годовую выручку, начался длинный спуск к реке. Огромный, в двадцать гектаров, зеленый луг в излучине усеянного валунами Южного Буга был сплошь заставлен сотнями туристических палаток и автомобилей, владельцы которых позаботились о месте для постоя заранее. Преддверием ко всему этому шумному великолепию служили многочисленные торговые и общепитовские ряды, ближе к реке располагались площадки для работы народных мастеров, а в середине луга находилась главная сцена, на которой предстояло три дня выступать музыкантам из Украины и многих стран мира.

Фестиваль в режиме нон-стоп

Музыкальная часть программы «Шешор» всегда была ее гвоздем, привлекая слушателей популярными в мире этнической музыки именами. Постоянные гости фестиваля знают, что каждый год их обязательно ждут открытия, знакомства с новыми талантливыми исполнителями. Растет популярность «Шешор» (в этом году заявку на участие подали в пятьдесят раз больше музыкальных коллективов, чем смог принять фестиваль), а значит, у организаторов больше возможностей для выбора.

В 2008-м «Шешоры», как обычно, представили обширную музыкальную программу, в которой чистая аутентика сочеталась с выступлениями мастеров world music, среди которых были такие гранды, как группа Trans-Global Underground, которую считают создателем современной этно-электронной музыки. Иногда такие сценические стыковки выглядели экзотически: испуганными глазами ожидавшие своей очереди в углу сцены немолодые участницы народного подольского хора «Чопова криниця» смотрели на бушующих музыкантов из сенегальского ансамбля Nourou, замутивших над южнобугским лугом гремучую смесь из фанка, хип-хопа, регги и танцевальных номеров. Грузинские мужчины из хора «Анчисхати» продемонстрировали публике отменную выдержку и традиционное многоголосие, дополненное уникальными вокальными техниками, например, криманчули, похожей на альпийский йодль. Украинскую этнику представляли столь известные группы, как «ДахаБраха», «Перкалаба», «Пропала грамота» и другие. Российскую — ансамбль «Дербеневка», участники которого живут и работают в Москве, но в своем музыкальном и танцевальном творчестве воплощают народную культуру Верхней Оки. Еврейскую свадебную и хасидскую музыку представил «Харьков Клезмер Бенд», в составе которого, кроме украинцев, играли эстонец и немец. Всего же в фестивале в этом году участвовали представители более десяти стран.

Помимо музыкальной сцены, на фестивале впервые появилась еще одна, театральная, на которой выступили украинский Центр современного искусства «ДАХ» и чешский театр «Лишень», показавший гротескный кукольный спектакль для взрослых. Спектакли начинались поздно ночью, а утром эстафету подхватывали двадцать пять мастерских народного искусства — от гончарства и изготовления кукол-мотанок до индийских танцев и хасидских напевов без слов.

Реальность, данная в ощущениях 

И все-таки даже такого впечатляющего списка мало, чтобы объяснить небывалый наплыв посетителей фестиваля в этом году. Возможно, украинцы, пережив угар первоначального накопления капитала и адаптации к жестокому рынку, начали возвращаться к исконным ценностям. Почему при этом многие соотечественники предпочитают наслаждаться возвращающейся к ним подлинной реальностью не тесным дружным коллективом у речки за окраиной своего города, а на лугу у Южного Буга, который в три фестивальных дня напоминает муравейник? Потому, что на свете существует такая до сих пор не выясненной природы сила, как энергетика, благодаря которой чувства, переживаемые одновременно сотнями и тысячами людей, усиливают твои собственные во много раз. В Западной Европе музыкальные этнофестивали, собирающие многие десятки тысяч слушателей, популярны уже многие годы. Видимо, и мы проходим сейчас через тот этап общественного и культурного развития, который французы, немцы, итальянцы, испанцы, голландцы (народы, как и украинский, с крепкими деревенскими корнями и разнообразием региональных культур внутри страны) прошли раньше. 

Выступления музыкантов и артистов показывали, что обращение к этническим мотивам дает возможность создавать искусство одновременно массовое и элитарное. Элитарное в том смысле, что произведения, предназначенные для широкой аудитории, были сделаны тонко, разнообразно по форме, а часто и просто новаторски, соединяя этнику с роком, джазом, авангардом и еще добрым десятком разных музыкальных направлений. С этой точки зрения «Шешоры» можно назвать антиглобалистским музыкальным (а теперь еще и театральным) островом в океане ставшей глобальной попсы. В то же время зарубежные участники фестиваля убедительно продемонстрировали, что антиглобализм и глобализация не находятся в непримиримом противоречии, а являются двумя сторонами одного процесса исторического развития.

Ребята из Nourou вызвали восторг слушателей прежде всего переплавленной в современные ритмы этнической музыкой народов и народностей, к которым принадлежат участники ансамбля. Но кто бы услышал эту музыку, если бы музыканты не встретились в одной из главных европейских культурных столиц — Париже? Чешская группа Maraca считается одной из лучших у себя на родине, имела успех и в Воробеевке. Но предпоследний альбом этой чешской группы был сделан на стихи португальского поэта начала прошлого столетия Фернандо Пессоа (вокалистку Maraca зовут Габриэла Вермелхо), а для записи последнего альбома музыканты пригласили индийского гитариста Хамита Чаттерджи, работавшего со Стингом и Карлосом Сантаной.

Европейский опыт показал, что чистая аутентика — вещь, конечно, нужная, но больше подходящая для музея, чем для современной художественной площадки, будь то музыкальная или театральная сцена, галерея или кинозал.

Содружество брендов

Сейчас музыкальные этнофестивали появляются в Украине, как грибы после дождя. Губернатор Винницкой области Александр Домбровский считает это логичным. По его словам, в Украине уже существует серьезная региональная конкуренция, а серьезный фестиваль — это не только культура, но и экономика. Областные власти рассматривают «Шешоры Подольские» как бренд, который в соединении с брендом Виннитчины должен дать мощный импульс для привлечения внимания к области потенциальных гостей и инвесторов. У Винницкой области есть серьезный туристический и санаторно-курортный потенциал (об этом «Эксперт» подробно писал в статье о прошлогоднем фестивале в №29 от 23 июля 2007 года). Его развитие областные власти связывают, среди прочего, с проведением в жизнь обширной культурной программы, которая не только выполняет культурологические задачи, но и презентует область в стране и за рубежом. Об этом говорит то, что только за два последних месяца на Виннитчине прошли четыре международных культурных фестиваля, в которых принимали участие представители более десяти стран, вплоть до Китая. 

Что касается самой Воробеевки, то наивно, конечно, было бы ожидать, что за один год «Шешоры» превратят это село в предмет острых вожделений для инвесторов. Однако благодаряфестивалю о его названии стало известно в Украине и за рубежом, теперь это уже настояший бренд. И, может быть, в одной из застрявших в воробеевско-фестивальной пробке престижных иномарок уже родился какой-нибудь инвестиционный проект…

Expert.UA


 
ПУБЛИКАЦИИ
Шешори – вони і у Воробіївці Шешори!
ФОТО
Шешори – вони і у Воробіївці Шешори!
27.07.2007

Спочатку було трохи дико. Що ж це за «Шешори» такі, та не в Шешорах? Подільські, кажете? Ну, що ж, спробуємо і Подільських, як Карпатські си скінчило… Пам'ять переповнена емоціями, картинками, відеофрагментами і ще бозна чим. Таке трапляється від справді насиченого фестивалю. І хоч Південний Буг виявився річкою спокійною, та на його берегах накривало іншими хвилями…

Шешори помандрували на Поділля, але обіцяють повернутися
ИНТЕРВЬЮ
Шешори помандрували на Поділля, але обіцяють повернутися
03.07.2007

Цього року етнофестиваль «Шешори» змінив прописку. З Косівщини фест переїхав на нове місце — у Вінницьку область на Поділля, в село Воробіївка. Фестиваль зберіг свою назву, додавши тільки означення — «Шешори подільські».

Фестиваль народной музыки и лэнд-арта «Шешоры» 2005
НОВОСТИ
Фестиваль народной музыки и лэнд-арта «Шешоры» 2005
27.07.2005

Когда взгляд пытается умчаться за линию горизонта, а преградой на его пути становятся покрытые серым налетом заросли каменных джунглей, когда фантазия уже устала выдумывать пейзажи, а уши и глаза не выдерживают банальностей, которые окружают со всех сторон, с ужасом понимаешь, что еще чуть-чуть – и даже «внеплановые концерты на кухне» не смогут поддерживать тебя. Что-то нужно срочно изменить и, закинув походный рюкзак за спину, отправиться подальше от «серого загона».

РЕКОМЕНДАЦИИ
No comment
НОВОСТИ
No comment
24.03.2022

No comment

Андрей Толок, Haissem: «Музыка не шашлык, она не маринуется»
НОВОСТИ
Андрей Толок, Haissem: «Музыка не шашлык, она не маринуется»
19.07.2020

Автор и вдохновитель поп-группы Ampula Seven, блэк-метал команды Haissem и формации Sunset Forsaken, о том, что внутренняя потребность в творчестве важнее внешних стимулов